Войти в почту

Премьер-министр Гройсман: Есть ли жизнь после Порошенко

0% ошибок Владимир Гройсман как человек дальновидный и не лишенный мудрости озаботился вопросом своего политического будущего задолго до проигрыша Порошенко в первом туре выборов. Еще за пару месяцев до рокового дня он начал работать над повышением своего личного политического рейтинга. Например, вслед за увеличением цен на газ сразу же последовали разборки с главой «Нафтогаза» Андреем Коболевым, во время которых премьер вдруг озаботился его невероятной зарплатой, давно возмущавшей общество. Понятно, что за этим междусобойчиком чиновников кроется и внутренний конфликт в «Нафтогазе», и выбивание Гройсманом более выгодных условий для себя. Но для потенциального избирателя эту историю можно подать как борьбу с коррупцией в нефтегазовом секторе, что очень поможет Гройсману в будущем. Впрочем, отношения Гройсмана с «Нафтогазом» — отдельная тема. А пока же «Агентство моделирования ситуаций» (АМС) 3-5 апреля провело анкетирование 30 экспертов о результатах деятельности Владимира Гройсмана. «85% экспертов считают, что за 3 года работы правительства Гройсмана (апрель 2016 — апрель 2019) ситуация в стране изменилась к лучшему, притом это в значительной степени заслуга именно Кабмина и премьера, а не других ветвей власти. 81,5% экспертов заявили, что правительство Гройсмана можно признать успешным, а работу — результативной, притом 0% набрал вариант «Правительство провалило работу», — рассказал замдиректора АМС Алексей Голобуцкий. Данные опроса не удивляют. Ведь подавляющее большинство экспертов из списка лояльны действующей власти, тогда как ее критиков раз, два и обчелся. Твердая тройка Эксперты видят заслугу правительства (7,6 балла по десятибалльной шкале) и лично премьера (7,4 балла) в том, что уровень ВВП перешел от падения на 9,9% в 2015-м к росту на 3,2% в 2018-м. Да и сдерживание инфляции с 43% в 2015 году до 9,8% в 2018 году тоже не обошлось без участия Гройсмана. Заслуги Порошенко они оценили значительно ниже — в 6,4 балла. А роль Верховной Рады заслужила и вовсе 5 баллов. По мнению экспертов, Рада вела себя «ни туда, ни сюда», «что-то там депутаты делали». Безусловными успехами Кабмина Гройсмана считаются повышение минимальной зарплаты, монетизация субсидий и осовременивание пенсий с внедрением автоматической индексации. Улучшения заметны и в децентрализации, госбезопасности и обороне, дорожной инфраструктуре и поддержке аграрного сектора. Примечательно, что «три/три с плюсом» эксперты поставили за медицинскую реформу в первичном звене (5,7 балла). Примерно такой же оценки удостоились и соглашение о Зоне свободной торговли с ЕС (5,7 балла), выплаты по внешним госдолгам (5,6), рост господдержки местного самоуправления в части медицины, спорта, инфраструктуры и социально-экономического развития от 500 млн грн в 2015 году до 19,3 млрд грн в 2018 году (5,6), программа поддержки семей с детьми (5,6), передача земли территориальным общинам (5,5), отмена более тысячи регуляторных актов (5,1), рост Украины в рейтинге Doing Business со 112 места в 2013/2014 годах до 71-го в 2017/2018 годах (5). Садись, два На «двойку» у Гройсмана вышли переход на трехлетний бюджетный план (4,8 балла), прекращение рэкета силовиков, усовершенствование закона «маски-шоу стоп» (4,6), создание межведомственной комиссии для подготовки претензий к РФ «из-за военной агрессии» (3,7). «Эксперты больше всего отмечают, что по популярности украинского правительства и президента больше всего бьет повышение цен на газ для населения и рост тарифов ЖКХ», — отметил Голобуцкий. Также к негативным для страны последствиям привела неспособность Гройсмана справиться с ремонтом дорог, демонополизацией экономики, созданием министерства ветеранов, слабой приватизацией, налогообложением денежных переводов из-за границы, пенсионной реформой, оплатой за тепло зима-лето и снижением ставки ЕСВ не только для малого бизнеса. Голобуцкий уверен, что правительству следует продолжать работу и после 16 апреля, когда завершится очередной годовой вотум доверия. «Несмотря на очень сложный избирательный год и риски, связанные с изменением власти, парламенту стоит продлить срок работы правительства именно в имеющемся составе… Успеют ли депутаты с этим до конца 2019-го года — неизвестно. Но, напомню, Кабмин обязан подать в ВР проект бюджета-2020 до 15 сентября 2019 года», — сказал замдиректор АМС. А директор Агентства Виталий Бала утверждает, что на этом этапе личные интересы премьер-министра совпадают с государственными. «Насколько я понимаю, Гройсман хочет иметь политическую перспективу. Поэтому он должен дать суперрезультаты, чтобы у него была мощная политическая партия, представленная в парламенте», — сказал Бала. Симулякры реформ Может быть, интересы Гройсмана и государства совпадают, а вот интересы народа и Гройсмана — нет. Взвинтить цены на газ, еще больше усложнить доступ к субсидиям, а потом снизить эти же цены на 17 копеек — все это выглядит как откровенный фарс. А если учесть, что дело происходит накануне майского повышения тарифов на электричество и тепло, то игра с ценами и вовсе покажется откровенным издевательством. Надо учесть, что реформы энергетического сектора не приносят особой пользы не только населению, но и бюджету. Они заставляют людей или подавать на субсидию, или не платить. К тому же украинский бюджет ждет еще один удар: непродление контракта с «Газпромом» о прокачке российского газа по украинской ГТС лишит страну ежегодных $3 млрд. Гройсман жители Все украинские реформы последних лет при ближайшем рассмотрении обнаруживают либо свою бессмысленность, либо полное неумение исполнительной власти их проводить. Децентрализация в ее нынешнем виде — это симулякр чистой воды. Регионы своими силами полностью закрыть собственные потребности не в состоянии и пока получают субвенции из Киева, что бюджет вовсе не обогащает. Вдобавок процесс объединения громад движется медленно и с проблемами. В апреле-мае 2019 года правительству по внешним долгам необходимо выплатить $1,5 млрд, причем пиковая выплата приходится на май — $1,4 млрд. Свободных денег в бюджете нет. Поэтому, скорее всего, правительство возьмет заем на внешних рынках в виде евробондов под большие проценты. Выплата прибавок к пенсиям и даже индексация пенсий — это, как признают все неангажированные аналитики, завуалированный подкуп избирателей и не более того. Для государства от этого пользы никакой нет. Повышение минимальной зарплаты и тех же пенсий не покрывает расходы на коммуналку и не подстегивает покупательную способность. Что до медицинской реформы в «первичке», до сих пор неясен механизм начисления зарплат медработникам. При одинаковых должностных инструкциях кто-то зарабатывает больше, кто-то меньше. Сухой премьер Поговаривают, что Владимир Гройсман действительно нацелился на то, чтобы выйти на парламентские выборы. Ходят слухи и о том, что он создает специально для этого новую партию, забросив свою «Винницкую европейскую стратегию». Вполне вероятно, что на этом пути Гройсмана ждет успех, ведь рейтинги главы Кабмина куда лучше, чем у Петра Порошенко или у «Народного фронта» и его лидера Арсения Яценюка. Вместе с тем не исключено, что при провале Порошенко БПП («Блок Петра Порошенко») и «Народного фронта» Гройсман может выйти сухим из воды. Это кажется тем более реальным, если учесть, что до парламентских выборов какие-то изменения в Раде вряд ли возможны. Расклад может измениться при вероятной победе Зеленского, когда к нему начнут примыкать нардепы и чиновники. Но до этого еще надо дожить. Пока же у Гройсмана на руках все карты для дальнейшего развития собственной политической карьеры.

Премьер-министр Гройсман: Есть ли жизнь после Порошенко
© Украина.ру