Войти в почту

Ленин начал эту борьбу, им же и закончили

В этот день, …лет назад Двенадцатого апреля 1918 года был опубликован декрет Совнаркома за подписью Ленина "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции". В нем, в частности, говорилось, что дореволюционные памятники, не представляющие интереса ни с исторической, ни с художественной стороны, подлежат снятию с площадей и улиц и частью перенесению в склады, частью утилизации. (Причем в документе ничего не говорилось о создании, скажем, экспертной комиссии, которая бы дала оценку и определила критерии этого "интереса"). Другим пунктом декрета предписывалось "мобилизовать художественные силы и организовать широкий конкурс по выработке проектов памятников, долженствующих ознаменовать великие дни Российской Социалистической революции". О мобилизации художественных сил – позднее. А сейчас о последствиях декрета по сносу памятников. Первым подал пример (и приложил руку!) сам Владимир Ильич. 1 мая 1918 года он принял участие в уничтожении в Кремле памятника-креста, воздвигнутого на месте убийства великого князя Сергея Александровича. Комендант Кремля вспоминал: "Когда я подошел, Ильич приветливо поздоровался со мной, поздравил с праздником, а потом внезапно шутливо погрозил пальцем: – Хорошо, батенька, все хорошо, а вот это безобразие так и не убрали. Это не хорошо, – и указал на памятник. Я сокрушенно вздохнул: – Правильно, – говорю, – Владимир Ильич, не убрал, не успел, рабочих рук не хватило. – Ишь ты, нашел причину! Так говорите, рабочих рук не хватило? Ну, для этого дела рабочие руки найдутся хоть сейчас. Как, товарищи? – обратился Ильич к окружающим. Со всех сторон его поддержали дружные голоса. – Видите? А вы говорите, рабочих рук нет. Ну-ка, пока есть время до демонстрации, тащите веревки. Я мигом сбегал в комендатуру и принес веревки. Владимир Ильич ловко сделал петлю и накинул на памятник. Взялись за дело все, и вскоре памятник был опутан веревками со всех сторон. – А ну, дружно! – задорно командовал Владимир Ильич. Ленин, Свердлов, Аванесов, Смидович, другие члены ВЦИК и Совнаркома и сотрудники немногочисленного правительственного аппарата впряглись в веревки, налегли, дернули, и памятник рухнул на булыжник. – Долой его с глаз, на свалку! – продолжал распоряжаться Владимир Ильич. Десятки рук подхватили веревки, и памятник загремел по булыжнику к Тайницкому саду. Владимир Ильич вообще терпеть не мог памятников царям, великим князьям, всяким прославленным при царе генералам"… Да что там памятники! Ленин говорил: "На Россию нам наплевать". (И действительно "плевали"!). По его замыслу: Россия – это только территория и население. Эти природные и людские ресурсы должны быть брошены во вселенский пожар ради победы "мировой революции". Вскоре будут повсеместно снесены не только памятники императорам, скажем, Александру II или Александру III (поквитался за брата?), но и Ивану Сусанину в Костроме, герою войны за освобождение Болгарии от османского ига генералу Скобелеву. Но это только начало. Позднее, в 1920-1930-х годах, будут снесены: колонна Славы в Санкт-Петербурге в честь победы в русско-турецкой войне, сооруженная из 140 трофейных турецких пушек, памятник в честь Бородинского сражения на батарее Раевского, в Севастополе – усыпальница флотоводцев Лазарева, Нахимова, Корнилова, Истомина, в Киеве – памятники святой Ольге и Столыпину, во Владивостоке – адмиралу Завойко, в Хабаровске – графу Муравьеву-Амурскому. В Суздале – усыпальница князя Дмитрия Пожарского, в Херсоне – памятник светлейшему князю Потемкину-Таврическому, в Новочеркасске – атаману графу Платову… Да разве все потери перечислишь? Кстати, досталось и многим генералам-героям Отечественной войны 1812 года. Интересно, как "слугам" царизма или просто за компанию?.. Теперь о советской монументальной пропаганде. Долго судили да рядили. Итоговый список, опубликованный за подписью Ленина 2 августа 1918 года в "Известиях", состоял из 66 фамилий в 6 частях (три шестерки – нарочно, что ли?). Первая часть, конечно, пламенные революционеры. Начинался список со Спартака, Тиберия Гракха и Брута. Далее шли непременные и неразлучные Маркс с Энгельсом, а также Робеспьер с Дантоном (притом что первый казнил второго, или уже было некое предчувствие?), Стенька Разин, Пестель, Герцен, Халтурин, Каляев и даже Фурье с Сен-Симоном. Вторая часть – писатели и поэты. В списке: Лев Толстой, Достоевский (за "Бесов", что ли, он удостоился такой чести?), Лермонтов, Пушкин… В часть, где разместили художников, каким-то образом попали Андрей Рублев и Александр Иванов (и это при том, что первый – "богомаз", а второй – почти что тоже самое). А в списке артистов всего две фамилии – Комиссаржевская да Мочалов (наверно, своих "артистов" хватало с избытком). А потом на заседании комиссии при СНК от 22 августа 1918 г. было принято решение: "Ассигновать Народному комиссариату просвещения Отделу изобразительных искусств на постановку в Москве и Петербурге 80 (а цифра-то с каждым декретом растет! – мое прим.) памятников великим людям в области революционной и общественной деятельности, философии, литературы, науки и искусства авансом в счет сметы второго полугодия 1918 г. 560000 руб. с зачетом в эту сумму ассигнованных на тот же предмет 200000 (двухсот тысяч)". Деньги немалые. Поэтому в проекте участвовали серьезные мастера, такие, скажем, как С.Т. Коненков и С.Д. Меркуров. Да вот материал-то был плохонький – в основном гипс и низкокачественный бетон. Разруха!.. Например, памятник Робеспьеру развалился через три дня после открытия. В газетах писали, что враги советской власти подорвали. А вот памятник Бакунину на Тургеневской площади, выполненный в стиле кубизма скульптором Б.Д. Королевым, действительно взорвали. Анархисты. Видно, очень оскорбились за своего вождя и учителя. Уж больно он какой-то квадратный и угловатый получился. Вспоминается анекдот. Париж, начало XX века. К художнику-авангардисту зашел его приятель, спрашивает: "Над чем работаешь?" Тот отвечает: "Да вот только-только портрет своей возлюбленной закончил". И показывает его приятелю. Тот долго смотрел, а потом говорит: "Надо же так измордовать любимую женщину!"... Всех ошарашил (тут даже слово "поразил" не подходит) Меркуров, предложивший проект памятника "Карл Маркс, стоящий на четырех слонах". Символ понятный, эпический. Но проект все-таки жюри отклонило. А жаль! А в 1924 году, сразу после смерти Ленина, видный большевик Леонид Красин написал в "Известиях" о том, какими должны быть монументы вождю мирового пролетариата: "В римской тоге и средневековой мантии фигура на пьедестале производит впечатление известной гармонии. Но наш повседневный костюм как-то плохо вяжется с бронзой... Одно из наиболее удачных изображений Владимира Ильича, говорящего речь с характерно протянутой рукой, явится, вероятно, одним из основных мотивов для его памятников". Да, эта ленинское рука, указующая в неопределенную туманную даль, всем будет хорошо знакома по сотням монументов Ильича. Еще и с кепкой в руке. Впрочем, композиция понятна. А представляете себе Ленина в римской тоге?! Чересчур? А если еще учесть, что римляне бороды брили, растительность на лице они считали признаком варвара, обитателя германских лесов? Но хочу отметить другое: Красин все это говорил вполне серьезно – без единой капельки мудрой и спасительной самоиронии… А ведь еще были и монументальные агитки-надписи: "Религия — опиум для народа", "Кто не работает, тот не ест"... Эти лозунги позднее удачно, с иронией будут воспроизведены в фильмах Л.И. Гайдая "12 стульев" и "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Или вот еще лозунг –"Кто чувствует, что на его стороне право, тот должен итти напролом". Видел эскиз этого барельефа. Он представляет собой некую архаичную фигуру человека с палкой, очень похожего на классическое изображение неандартальца. А крест великому князю Сергею Александровичу в Кремле все-таки восстановили. Кстати, автором снесенного Лениным сотоварищи памятника был Виктор Михайлович Васнецов. Эх, чудо-богатыри!.. Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Ленин начал эту борьбу, им же и закончили
© Р-Спорт