Войти в почту

Ученые: выбросы парниковых газов в России могут вырасти до 30% за 10 лет

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 апреля. /ТАСС/. Выбросы парниковых газов в России при нынешних темпах роста числа автомобилей и других транспортных средств могут увеличиться на 25-30% до 2030 года. Такой оценкой поделился заведующий кафедрой "Техносферная безопасность" Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, доктор технических наук Юрий Трофименко. "Те прогнозы, которые мы делали до 2030 года, они были связаны с оценкой парниковых газов - это диоксид углерода, метан и закись азота. По этим парниковым газам будет увеличение выбросов, если не предпринимать мер, процентов на 25-30 по сравнению с сегодняшним днем по России. А от чего зависит выброс парниковых газов? От количества транспорта, от увеличения автопарка, от топливопотребления", - рассказал Трофименко, выступая на конференции "Транспортное планирование и моделирование", проходящей в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ). Так, по итогам 2017 года в Санкт-Петербурге было зарегистрировано 2,4 млн автомобилей, следует из статистики ГИБДД. При этом численность населения города составляет 5,3 млн человек. О необходимости борьбы с вредными выбросами говорят и другие участники конференции, проходящей на площадке СПбГАСУ. "Ситуация может стать угрожающей, с этим нужно что-то делать. Если дальше продолжать развивать транспортные системы по пути создания транспортных агломераций, транспортных комплексов и при этом упускать экологический фактор, то рано или поздно мы можем столкнуться с городами, в которых невозможно будет жить", - отметил заведующий кафедрой "Организация и безопасность движения" Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Султан Жанказиев. Неявные угрозы Также эксперты настаивают, что проблему экологической и транспортной безопасности надо решать в комплексе. Так, некоторые инженерные решения, призванные снизить скорость автомобилей и предотвратить ДТП, приводят к повышенному загрязнению воздуха. "Одним из средств обустройства пешеходного перехода является искусственная неровность, в простонародье лежачий полицейский. Но при этом, при нынешней мощности двигателей автомобиль снижает скорость перед неровностью, а потом водитель резко жмет на газ, чтобы максимально ускориться, и мы видим зашкаливающий выброс вредных веществ. Таким образом, делая переход безопаснее с точки зрения скорости, мы создаем дополнительную нагрузку на экологию. Нам необходимо искать баланс между этими факторами", - привел пример Жанказиев. Также ученых беспокоит распространенная практика чип-тюнинга - коррекции работы управления двигателем, позволяющей нарастить его мощность при увеличении выбросов. "Это бескультурье, которое нужно пресекать, потому что теряется весь смысл работы [по снижению выбросов]", - подчеркнул Трофименко. Пути решения проблемы Чтобы решить проблему, считают эксперты, необходимо повышать роль общественного транспорта, обустраивать велоинфраструктуру, правильно организовывать транспортные потоки с использованием "умных" систем управления движением. "Транспортное планирование является той стадией, на которой во многом определяется, как будет работать создаваемый транспортный комплекс, как будут решаться транспортные проблемы существующих городов. В сегодняшних условиях выработка решений по транспортному планированию невозможна без использования современных транспортных моделей", - считает ректор СПбГАСУ Евгений Рыбнов. Как рассказал модератор пленарной дискуссии конференции, заведующий кафедрой Транспортных систем СПбГАСУ Александр Солодкий, применение интеллектуальных систем управления движением может существенно сократить длину пробок, а, следовательно, и количество выбросов. "Мировой опыт показывает 15-20% уменьшение задержек транспорта за счет более эффективного управления [транспортными потоками]. Интеллектуальная транспортная система, оснащенная детекторами, управляющая светофорами в соответствии с фактической ситуацией на дороге позволяет минимизировать пробки. Это снижает негативную нагрузку [на экологию]", - рассказал он. Кроме того, необходимо выстраивать саму градостроительную политику так, чтобы снижать необходимость ежедневных передвижений по городу, считают ученые. "Надо строить так, чтобы была смешанная застройка, включающая социальную, торговую, культурную инфраструктуры, так мы сокращаем избыточную мобильность", - рассказал участник конференции, научный руководитель Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Вадим Донченко. "Мы провели анализ подвижности населения по целому рядку крупных зарубежных городов и там, где реализована эффективная политика устойчивая транспортная политика, направленная на снижение пробега транспорта, в последние годы наблюдаются снижение процента использования личного автомобиля в общем объеме поездок - на 30-40%. Люди пересаживаются на велосипед, растет использование общественного транспорта. Мы смотрели Швейцарию, Австрию, вот эти страны", - рассказал Донченко. IV Международная научно-практическая конференция "Транспортное планирование и моделирование" проходит на площадке СПбГАСУ 11 и 12 апреля. Среди спикеров - представители Минтранса РФ, научного сообщества, бизнеса и иностранные эксперты.