Войти в почту

«Борьба с ветряными мельницами». Новый закон не спасет Крым от варварской застройки

Де-юре и де-факто «Мы договорились, что на море у нас жилье строиться не будет в 500-метровой зоне. Сейчас будет нормативный акт. Гостиничные объекты – пожалуйста, зеленый свет», – анонсировал появление нового закона во время международного туристского форума «Открытый Крым» Сергей Аксенов. На полуострове долгое время обсуждалась тема запрета строительства в 100-метровой прибрежной зоне, который ранее существовал при Украине, однако носил скорее рекомендательный уровень (норма СанПиН, утвержденная кабмином Украины, от которой брали ширину защитной прибрежной полосы). В 2016 году власти ввели запрет на регистрацию недвижимого имущества в 100 метрах от моря, чтобы не допустить легализации варварской застройки, и начали инвентаризацию объектов, построенных у уреза воды в украинский период. Сергей Аксенов даже предлагал запретить в этой зоне ведение строительных работ для всех без исключения компаний и разработать субъектовый законопроект о введении уголовной ответственности за незаконное возведение. «Застраивать побережье Крыма где угодно и когда угодно не дадим», – заверял тогда глава региона. Но реализован проект так и не был. Официально водоохранная зона Черного моря составляет 500 метров. Но прямого запрета капитального строительства ни в 100-метровой, ни в 500-метровой прибрежной зоне сегодня в России нет. Водным кодексом РФ лишь установлен специальный режим ведения хозяйственной деятельности в водоохранной зоне, который накладывает ряд ограничений, поясняет председатель Коллегии адвокатов Республики Крым «Юридическая компания «Юркорпус»Владимир Халаимов. Например, здесь запрещено размещать кладбища, стоянки транспортных средств, автозаправочные станции, хранилища отходов и другие объекты, которые несут прямую угрозу экологии. «Строительство капитальных сооружений Водный кодекс не запрещает. Здесь можно строить при условии оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Трактовка, как видите, достаточно широкая», – говорит юрист. Установить остальные ограничения должны уже местные власти. В водоохранной зоне Черного моря разрешена та деятельность, которая определена генеральными планами городов и поселков. «Водоохранная зона должна быть обозначена на местности и вынесена в натуру соответствующими проектами. Когда она обозначена, понятно, какие территории входят в нее. Если генплан запрещает любое строительство и предусматривает размещение зеленых зон, то ничего построить там нельзя. Если по генплану там предполагается застройка, например, гостиниц или пансионатов, то строить там законно», – поясняет юрист Александр Талипов. Проблема Крыма в том, что во многих городах генеральные планы и правила землепользования и застройки не могут утвердить годами, что открывает широкие возможности для девелоперов, интересы которых могут лоббировать местные власти. Как было, например, с многострадальной Ялтой, которая больше других городов Крыма пострадала от варварской застройки. Интерес к городу со стороны строителей понятен: недвижимость здесь самая дорогая на всем полуострове и продолжает расти в цене год от года. Стоимость квадратного метра на вторичном рынке в среднем равна 120 тыс. рублей, как в Санкт-Петербурге и Сочи, и чуть дешевле, чем в Москве. Зеленый свет Юрист Владимир Халаимов говорит, что анонсированный Аксеновым закон обратной силы иметь не будет. Это норма по умолчанию, и сносить никакие объекты в 500-метровой зоне не будут. Но как это отразится на крымчанах, у которых есть земельные участки на этой территории, но строительство они еще не начинали, пока не понятно. «Сколько у нас выдано земельных участков в 500 метрах от моря? Если человек законно его получил, платит налоги, то почему он не может там строить? Как отмотать назад эти разрешения? Тогда должна быть оговорка, что закон не будет касаться ранее выданных разрешений. Кроме того, местный закон будет входить в противоречие с федеральным, этот вопрос тоже предстоит решить», – говорит крымский общественник Александр Юрьев. Александр Талипов сомневается, что предложенный Аксеновым новый закон будет работать на пользу крымчанам. По его мнению, оговорка главы Крыма о том, что гостиницам будет дан зеленый свет, – самая важная часть. В итоге, по мнению эксперта, пострадают обычные граждане, которым запретят строить, а не девелоперы. «Аксенов говорит о разрешении строительства гостиниц. Это будет зеленый свет застройщикам. Простые граждане, которые имеют по 10 соток земли у побережья, могут столкнуться с проблемами. У нас же множество поселков расположено у моря. Но при этом получают преференции застройщики, которые будут строить нежилые помещения – так называемые гостиницы и пансионаты. В очередной раз это борьба с ветряными мельницами. А еще это очень похоже на предвыборный пиар», – уверен Талипов. Эксперты убеждены, что обойти очередной закон крупным девелоперам, чьи интересы лоббируются в парламенте и правительстве Крыма, не составит труда. Примеров за последние пять лет в регионе накопилось достаточно. Многоэтажные читальные залы и спасательные станции Принятые генпланы нередко не спасают полуостров от застройки парков и пляжей, а переводят ее на законный уровень. В большинстве городов предусмотрена возможность строить в водоохранной зоне рекреационные и социальные объекты, которые в реальности становятся очередными элитными жилыми комплексами. «Что мешает по документам строить пансионаты и продавать там помещения? В 2017 году вся Алушта была увешана рекламой жилого комплекса, построенного вблизи уреза воды, прямо на пляже. По факту там продаются апартаменты, которые официально считаются нежилыми помещениями, а по сути являются квартирами», – рассказывает Александр Талипов. Однокомнатная квартира там стоит около 19 млн рублей. По данным ЦИАН, это одна из самых дорогих однушек во всем ЮФО. В Приморском парке Ялты одноэтажный читальный зал стал 18-этажной элитной жилой высоткой. Как отмечает Талипов, в том же парке 7-этажный жилой комплекс площадью 24 тыс. кв. м, построенный практически у уреза воды, по документам проходит как «центр водного туризма». «У большинства таких застройщиков разрешения на строительство в основном выданы или якобы выданы в украинский период. Они действительны и официально продлены в российском правовом поле. Вот у нас в 50-метровой зоне и стоят объекты. Кроме того, активно менялось целевое назначение земельных участков уже при России. Кто-то за это уже сидит», – говорит Александр Юрьев. Сейчас в Ялте на Приморском пляже в нарушение положений генеральных планов города 2013 и 2018 годов под видом создания набережной и благоустройства пляжа идет строительство капитальных торговых павильонов. Как говорит общественник и журналист Сергей Сардыко, эта территория защищена не только генпланом, но и вхождением в 1 зону округа санитарной охраны Черного моря, запрещающей возведение чего-либо капитального, кроме как элементов благоустройства и пляжной инфраструктуры. Но, как оказывается, все это только на бумаге. «Идет дикий пиар этого проекта, якобы там идет благоустройство, по телевизору показывают красивые фонари. А на деле магазины, которые закрывают от нас море, уже продаются коммерсантам. Я встречался в прошлый четверг с Сергеем Аксеновым, рассказал ему про застройку пляжа в Ялте. Он обещал разобраться и дал поручение прокурору провести проверку», – рассказал «ФедералПресс» Сардыко. Даже если спорные капитальные объекты на ЮБК и признают незаконно построенными, будут ли сносить – вопрос. Показательна в этом плане многолетняя история с «Калипсо». Это 7-этажный отель, построенный в годы Украины в Алуште на пляже в Профессорском уголке, в 20 метрах от моря, и прозванный местными «бетонным памятником коррупции». По документам, выданным в украинский период, это «спасательная станция». «Калипсо», которая сегодня позиционируется как трехзвездочный климатопавильон, неоднократно вносили в черный список объектов, подлежащих сносу, и снова оттуда убирали. В декабре 2017 года Аксенов заявил, что сносить все-таки не будут, но заставят заплатить повышенную аренду за землю в 71 млн рублей. Причина в том, что демонтировать объект за бюджетный счет слишком дорого. «Органы власти выступают истцами, подали в суд. Мы обкатываем инструмент в рамках республиканского законодательства. В части введения повышающих коэффициентов, чтобы на такие крупные сооружения не тратить бюджетные деньги. Главный вопрос упирается в то, какой объект снести», – заявил Аксенов, поясняя вопрос со сносами самостроев. Их, к слову, власти насчитали 1600 на полуострове. Сколько еще объектов, признанных спорными, – неизвестно. Фото:mzem.rk.gov.ru

«Борьба с ветряными мельницами». Новый закон не спасет Крым от варварской застройки
© РИА "ФедералПресс"