Войти в почту

В Кении опасаются китайского неоколониализма

Второй по величине инфраструктурный проект Кении со времен провозглашения независимости после железной дороги Найроби – Момбаса, скоростная автомагистраль стоимостью $3,5 млрд между теми же городами, будет отложен на фоне обеспокоенности законодателей ростом государственного долга. Строительство должно было осуществляться американской компанией Bechtel Group Inc., базирующейся в Сан-Франциско. По словам представителей кенийского Минфина, «существует все меньше и меньше возможностей для дополнительных заимствований, учитывая валютные проблемы, и этот коридор сужается». Опасность китайского долга Правительство Кении не дает конкретного ответа СМИ на вопрос, что произойдет в случае дефолта. Представитель правительства Эрик Кирайт заявляет, что условия соответствуют международным нормам и что в казне Кении достаточно средств, чтобы выплачивать долг Китаю по кредиту за железную дорогу. Посол Китая в Кении Сунь Баохун говорит, что в Африке нет китайской долговой ловушки, а континент имел большую задолженность исторически. В Кении уже прошли протесты по поводу того, что Китай, пользуясь задолженностью Кении Китаю, может потребовать в качестве компенсации важный для страны порт в Момбасе. Подобные опасения опровергает президент Кении Ухуру Кениата. Тем не менее о возможности подобного сценария можно прочесть во многих кенийских СМИ. По данным новостного портала African Stand, Кения, возможно, вскоре будет вынуждена передать Китаю контроль над своим главным портом Момбаса, а также, вероятно, над другими активами, связанными с отгрузкой товаров из Момбасы. СМИ ссылаются на итоги проверки, проведенной главным ревизором Кении, согласно которым Китай может захватить порт, если Кения не сможет погасить свой долг. Впрочем, премьер-министр Кениата утверждает, что график платежей по кредиту за железную дорогу выполняется с опережением. Аналитики утверждают, что китайский «Эксим Банк» станет одним из основных акционеров в кенийском портовом управлении, если Кенийская железнодорожная корпорация не выполнит свои обязательства. В качестве условия сделки по финансированию Китаем строительства железной дороги правительство Кении пошло на то, что порт Момбаса не будет пользоваться иммунитетом, что позволит китайской стороне захватить его, если долг не будет погашен. Общий долг Кении Китаю составляет $9,8 млрд. В основном это долги за развитие транспортной инфраструктуры. «Вы все – обезьяны» Современная Кения – государство, где расизм практически не распространен, поскольку расовый состав довольно монолитный: 99% жителей чернокожие. Однако кенийцы, имевшие удовольствие поработать на китайских инвестиционных проектах, утверждают иное. 26-летний Ричард Ошьенг тоже считал, что в Кении нет расизма, до тех пор, пока не устроился в китайскую компанию по развозке товара в Руиру, быстро растущем пригороде Найроби. Его новый шеф, китаец его же возраста, увидев стаю бабуинов на обочине дороги, заметил с «неподдельным юмором» Ричарду: «Смотри, твои братья, поделись с ними бананами». Потом за какую-то провинность он снова сделал Ричарду намек в духе, что «все вы – обезьяны». На этот раз Ричард был уже подготовлен к такому обороту событий, записал слова шефа на смартфон и выложил видео на «Ютуб». Видео стало вирусным в соцсетях. Кенийские власти быстро депортировали скандального китайца. Управляющий промышленным парком в Руиру, где находятся штаб-квартиры нескольких китайских компаний, Дэвид Киньюа говорит по этому поводу: «У них есть капитал, но насколько мы хотим их денег, настолько же мы не хотим, чтобы они относились к нам, будто мы не люди в нашей собственной стране». Вместе с тем случай со скандальным видео на «Ютубе» не единственный. В Найроби многие молодые работники китайских компаний в возрасте 20-30 лет рассказывают истории расизма или дискриминации, которые либо произошли с ними, либо они были их свидетелями. В частности, китайская женщина-менеджер ударила подчиненную кенийку, тоже женщину, за небольшую ошибку. Ванные комнаты в некоторых офисах разделены по расовому признаку, как в худшие времена в США и ЮАР. По словам офисного работника-кенийца, китайский начальник офиса приказал кенийским офисным сотрудникам убрать окурки из писсуара в туалете, хотя курили в нем только китайцы. Государство в государстве По неофициальным данным, число китайцев в Кении составило сейчас около 40 тыс. человек. Китайская диаспора, в отличие от, например, англосаксонской, замкнутая: китайцы живут компактно в крупных жилых комплексах, туда и обратно с работы ездят вместе на автобусах, социально с кенийцами не взаимодействуют, язык суахили учить не считают нужным, поскольку английский язык, используемый ими, имеет государственный статус. Сама китайская интеллигенция зачастую не очень хорошо относится к сложившейся ситуации. Китайский журналист, ранее живший в Найроби, Хунсян Хуан говорит: «Из-за изоляции и отсутствия интеграции, как правило, китайцы не очень осведомлены о местной ситуации. Они не очень хорошо знают, как взаимодействовать с внешним миром». По словам Говарда Френча, бывшего корреспондента New York Times, прожившего в Кении и написавшего там книгу «Второй континент Китая» о китайской экспансии в Африке: «Многие приходят с иерархическими взглядами на культуру и расу, которые, как правило, ставят африканцев на социальное дно». Неоколониализм по-китайски Обвинения в дискриминации были выдвинуты даже в связи с одним крупным проектом, финансируемым совместно двумя государствами: 300-мильной железной дорогой между Найроби и Момбасой. В июле 2018 года кенийская газета «Стандард» опубликовала статью, описывающую атмосферу «неоколониализма», в которой работают кенийские железнодорожники. В частности, кенийцам было запрещено управлять поездом, за исключением случаев, когда присутствуют журналисты, из-за того, что китайцы посчитали, будто среди кенийцев нет квалифицированных специалистов. В интервью «Нью-Йорк Таймс» несколько нынешних и бывших машинистов локомотивов согласились с тем, что управлять поездом могут только китайские машинисты, объяснив это расизмом. По словам сотрудника железной дороги Фреда Ндуби, китайский начальник шутил: «В форме вы больше не будете похожи на обезьян». Двое других рабочих подтверждают эти слова. При этом для того, чтобы Ндуби выучился на машиниста, его семье пришлось продать около четверти принадлежащей им земли. По словам Говарда Френча: «Когда дело доходит до Африки, Китай имеет тенденцию отклонять критику своего поведения, отмечая, что Запад, а не Китай, занимался работорговлей и колонизировал континент. Тем не менее сегодня китайцы в Африке обращаются с африканцами вопиюще отвратительно с расовой точки зрения». «Стандард» пишет: такое впечатление, что время откатилось назад. Например, кенийские и китайские сотрудники железной дороги сидят как в вагонах-ресторанах, так и в станционных кафе за разными столиками. Исходит расистская инициатива, естественно, от китайцев. Это во Владивостоке русский может принципиально не садиться в ресторане за один стол с китайцами. В Кении все наоборот: китайцы с коренным населением не садятся за стол. В маршрутку, которая развозит по домам рабочих, кенийцам негласно запрещено садиться, даже если на борту хотя бы один китаец. Придется подождать – китайцы же против. Курить и звонить по мобильным телефонам на локомотиве – привилегия только китайских сотрудников, местные такого права не имеют и могут получить взыскание. Зачастую к сложным механизмам кенийских специалистов просто не допускают. «Мы просто сидим и смотрим. Фактически передачи навыков, которая здесь должна происходить, нет. Мы не можем даже устранить неполадки, так как все на китайском языке», – сказал Sunday Standard помощник машиниста локомотива, который уже более года работает в SGR. Несколько сотрудников обратились к железнодорожному врачу Атанасу Майне, однако тот не дал делу ход, сказав им, что надо быть благодарными за то, что у них вообще есть работа. Также «Стандард» опубликовал фотографии кенийцев, предположительно подвергшихся физическим наказаниям со стороны китайских менеджеров. В статье говорится: «Китайские граждане создали небольшое королевство, в котором они грубо игнорируют права кенийских рабочих, которые говорят, что они испытывают неоколониализм, расизм и вопиющую дискриминацию». Автор: Роман Мамчиц

В Кении опасаются китайского неоколониализма
© Инвест-Форсайт