Программы МВА становятся сложнее из-за цифровизации бизнес-процессов
Первое место в глобальном рэнкинге программ МВА в этом году (QS World University Rankings: Global MBA Rankings 2019) занял Стэнфордский университет. В десятку лучших вошли еще пять школ в США, а также школы из Великобритании, Испании и Франции. Эксперты отмечают, что позиции в рэнкинге начинают отвоевать и азиатские школы. Пока китайская China Europe International Business School в Шанхае замыкает топ-25. В рэнкинге оценивается, в частности, такой показатель: сколько выпускников программы МВА начали свой бизнес. В Стэнфорде это 16 процентов, а в европейской IE Business School (международная бизнес-школа в Мадриде) - 25 процентов. - Российское бизнес-образование, как и российский бизнес, достаточно молодо, для того чтобы говорить о его полноценной включенности в мировой контекст, - полагает директор департамента маркетинга и корпоративных коммуникаций Ассоциации менеджеров Юрий Праслов. - Мой личный и профессиональный опыт говорит о том, что российские программы востребованы прежде всего теми абитуриентами, которые ищут связей в России и странах СНГ. Как частное лицо вы, скорее всего, пойдете в глобальную бизнес-школу, чтобы выйти на мировой рынок труда. И дело здесь не только в международной аккредитации, но и в связях, которые приобретаете. Требования о наличии степени МВА не находятся в числе приоритетных у российских работодателей при найме высшего менеджмента. В течение 15 лет средняя доля вакансий с упоминанием МВА находится на уровне 1 процента от общего числа вакансий топ-менеджеров, рассказали "РГ" в HeadHunter. Пик спроса на таких управленцев пришелся на 2010-2011 годы, что совпало с периодом восстановления после кризиса конца 2008 года. Затем в течение нескольких лет спрос снижался, но в 2018 году вновь вернулся к росту, превысив 1 процент. Доля кандидатов с наличием МВА также невысока. В регионах она, по данным HeadHunter, держится на уровне 0,3-0,5 процента. В Москве таких соискателей - немногим более 1 процента. По словам рекрутеров, российские работодатели указывают МВА в вакансиях скорее как преимущество, а не требование. В последнее время они больше ориентируются на подтвержденные профессиональные навыки, успешность бизнес-кейсов и оценку топ-менеджера на рынке. На бизнес-образование влияет и тренд на цифровизацию экономики. Эту тему обсуждали на X Гайдаровском форуме: эксперты пришли к выводу, что меняться должны не только сами программы МВА, но и преподавательский состав. - Новые тренды, влияющие на цифровую экономику, должны быть учтены преподавателями. Они должны идти в ногу со временем, ведь от этого будет зависеть успешность MBA, - отметил академический директор Executive MBA Школы менеджмента Антверпена Кун Ванденбемпт. Среди навыков, которым должен обладать специалист с МВА, он выделил способность управлять сложными проектами и решать нестандартные ситуации, креативность. - В производственных и управленческих процессах будущего человеку будет отведена роль прежде всего работы с исключениями, быстрое принятие решений в условиях неопределенности, коммуникации и командное решение плохо формализуемых задач,-отметил ректор Московской школы управления СКОЛКОВО Марат Атнашев. - До настоящего момента подобные компетенции можно было проявить лишь на важных управленческих постах. Теперь они будут требоваться и от линейных менеджеров, и от производственного персонала. Корпоративные иерархии станут более плоскими, а управление -сетевым. Это потребует совершенно иной корпоративной культуры: основанной на свободе и личной ответственности за результат, поощряющей эксперименты, дающей право на ошибку, стимулирующей горизонтальные взаимодействия. Вместе с трендом на цифровизацию экономики растет спрос и на новые цифровые навыки. - Мы наблюдаем всплеск интереса к образовательным программам по цифровизации - и в первую очередь, это запрос именно на освоение конкретных инструментов и получение практических знаний, - продолжил Марат Атнашев. - В то же время мы убеждены, что успех цифровизации компании зависит от того, насколько руководитель умеет подойти к этому процессу не как исполнитель, а как предприниматель. Это означает, что за внедрением любых процессов должно стоять понимание, как изменится клиентский опыт, как цифровизация повлияет на операционные процессы внутри организации и какую дополнительную информацию о клиентском опыте мы получим. Например, стремительное наступление искусственного интеллекта означает, что самые привычные рабочие задачи потребуют совершенно новых компетенций. Человеку необходимо научиться развивать и использовать те особенности его мозга, которые выигрышно отличают его от машин: любопытство, многозадачность, критическое мышление. В последнее время бизнес-школы, российские в том числе, стали развивать дистанционные форматы обучения. В 2017 году ассоциация AMBA (проводит независимую аккредитацию бизнес-школ и программ МВА) провела первые аккредитации онлайн-программ МВА. На годовом собрании ассоциации школам было рекомендовано вводить смешанные программы обучения. Дистанционные форматы подходят не всем, считают эксперты. - Когда люди учатся, это всегда полезно. На программах МВА не всегда вопрос в том, чтобы получить конкретные знания, -отметил доктор экономических наук Сергей Пятенко. - Главное - это среда, которую такие программы формируют. Люди общаются с себе подобными, вырываясь из привычной среды. Это дает им возможность переключить мозги, придумать новые идеи, творчески подойти к решению задач. В этом смысле дистанционные программы МВА проигрывают очным. Дистанционно можно учиться конкретным навыкам - как трактовать очередное письмо минфина, как посчитать что-то в Excel. А всерьез пытаться выработать стратегию бизнеса дистанционно невозможно - не важно, торгуешь ты пивом или издаешь газету. Марат Атнашев также полагает, что задача бизнес-школ - дать импульс и инструменты для дальнейшего развития, увеличить социальный капитал слушателя. И не всегда онлайн-образование может справиться с этими задачами. - Поэтому мы, как и многие другие образовательные институты, перешли к смешанной системе (blended learning) - это комбинация онлайн-обучения (туда уходит максимально "знаниевый" компонент), а также работы в классе с профессорами или экспертами,- рассказал он. Преимуществами онлайна Марат Атнашев назвал получение быстрой обратной связи, что дает возможность вносить изменения в образовательные курсы и адаптировать их под новые запросы. Участники рынка отмечают, что вместе с пониманием, что управленческие процессы будут меняться, будет меняться и подход к обучению. Иметь только одно образование мало. - Выигрывают те провайдеры образовательных услуг, которые предлагают качественный контент в кратчайшие сроки и под конкретный запрос от корпоративного заказчика. Здесь ситуация складывается не совсем в пользу российского бизнес-образования, - заключил Юрий Праслов.