Войти в почту

Ледоколы "Росатома" сделают Северный морской путь альтернативой Суэцкому каналу

Заявление госкорпорации «Росатом» о том, что эта структура планирует к 2030 году создать флот ледоколов для Северного морского пути, говорит, что Россия всерьез взялась за данный транспортный проект – полагает экономист Дмитрий Адамидов. Россия сделала ставку на Северный морской путь Дело в том, что в «Росатоме» заявили, что к 2030 году должна быть полностью сформирована флотилия атомных ледоколов, которая сможет осуществлять круглогодичный проход через Северный морской путь. При этом, разговор идет о всех частях данной транспортной магистрали, включая и районы, где стоят наиболее мощные и ранее непроходимые в зимние месяцы паковые льды толщиной в 2-4 метра. В том, что данный проект будет реализован, сомнений нет – «Росатом» осуществляет все свои проекты в заложенный срок, не говоря уже о том, что эта компания обладает уникальными технологиями, которые позволяют ей создавать ледоколы практически любой мощности. Другой вопрос, что пока не все понятно по Северному морскому пути и тому, что он будет собой представлять на практике – будет ли это реальный конкурент транспортному маршруту через Суэцкий канал или дело здесь ограничится российскими арктическими проектами. Здесь, кстати говоря, также есть где развернуться – это и развитие арктического региона, как такового, и колоссальные перспективы в контексте добычи нефти и газа, и двусторонние соглашения России с азиатскими государствами, включая Японию, Китай и Южную Корею. «Безусловно, Северный морской путь в силу ряда объективных географических особенностей не сможет стать полноценной альтернативой Суэцкому каналу, но свое место на международном торговом рынке он, наверняка, найдет», - констатирует Адамидов. Как замечает эксперт, Суэцкий канал на сегодня перегружен, поэтому вопрос здесь отнюдь не в сроках доставки грузов, а в том, когда то или иное судно получит возможность его пересечь, а это время, которое существенным образом осложняет логистику. И если России удастся обеспечить бесперебойную и безопасную транспортировку по своему северному маршруту, то она получит большое число контрактов. «Соответственно, пока Суэцкий канал не будет расширен – планы такие есть, но они пока далеки от своей реализации, Россия при наличии нужных гарантий получит достаточно серьезный объем фрахта из Азии на европейский рынок», - резюмирует Адамидов. Данный вариант могут предпочесть многие северные страны Европы – например, грузы в Испанию или Марокко так вести не имеет смысла, а вот для Швеции, Норвегии, Дании и, возможно, Германии это может стать перспективным вариантом. Таким образом, не надо удивляться тому, что на стартовавший в Санкт-Петербурге арктический форум прибыли руководители таких стран, как Финляндия и Норвегия. «Соответственно, «Северный морской путь» должен взять на себя часть грузов, которые идут из Азии в страны Северной и Восточной Европы, а также некоторые другие перевозки вследствие проблем с загруженностью Суэцкого канала», - заключает Адамидов. Поэтому все здесь возможно, а главный вопрос упирается в выстроенную логистику, ведь мало создать ледоколы и обеспечить бесперебойный проход, нужно, чтобы все это работало, как часы, и соответствовало требованиям бизнеса, и вот над этим еще предстоит поработать. Проект «Росатома» поможет развитию наших нефтегазовых начинаний Естественно, этот проект ориентирован и на развитие российского нефтегазового экспорта, где Арктика и арктический шельф с течением времени будут играть все большую роль. Это видно по современным российским нефтегазовым проектам, которые пока менее рентабельны, чем обычные месторождения, но имеют прямую экономическую целесообразность. При этом, со временем она будет только повышаться. «Арктический регион является колоссальным источником для будущих проектов в российской нефтегазовой сфере. Естественно, мы далеко не все из этих источников готовы сейчас разрабатывать, но в будущем могут появиться возможности», - констатирует Адамидов. Кроме того, в заявлении «Росатома» идет разговор о 2030 годе, к которому действительно можно создать все возможности, необходимые для того, чтобы эти проекты получили реальный экономический смысл и были поставлены на рельсы эффективного использования. «За 15 лет здесь можно сделать практически все, причем понятно, что в Арктике без ледоколов делать нечего, поэтому это начинание «Росатома» является основой дальнейшего движения вперед по всем российским арктическим проектам», - резюмирует Адамидов. Что касается арктического шельфа, то, как замечает эксперт, никто не знает, как быстро мы здесь будем двигаться вперед – ведь сейчас все эти проекты заморожены, причем во многом из-за того, что наши западные партнеры вынуждены были выйти из них. Если взять проекты компании «Новатэк» в виде «Ямал СПГ» и «Арктик-СПГ», то они получили льготный налоговый режим, вследствие чего, не приносят в казну практически никаких доходов. Так что, пока это не то направление, на которое будет делаться серьезная ставка. «Нужно подождать как будет развиваться ситуация дальше. Здесь сложная специфика, начиная от цен на нефть, заканчивая доступом к иностранным инвестициями и технологиям, поэтому пока в этом вопросе нельзя что-то прогнозировать», - заключает Адамидов. Впрочем, эти планы «Росатома» свидетельствуют о том, что Россия готова к любому развитию событий.

Ледоколы "Росатома" сделают Северный морской путь альтернативой Суэцкому каналу
© ФБА "Экономика сегодня"