Войти в почту

5 отраслей промышленности, исчезнувших за время правления 5 президентов Украины

Москва, 2 апреля - "Вести.Экономика". 21 апреля 2019 году состоится второй тур президентских выборов на Украине. Вновь избранный президент будет управлять государством в течение следующих пяти лет. Глава государства будет управлять страной, в которой за последние годы была практически разрушена промышленность. Ряд важных отраслей практически перестал существовать за последние 20 лет. Удастся ли новому президенту восстановить их, покажет время. Ниже мы расскажем о 5 главных отраслях промышленности, которые исчезли за время правления 5 президентов Украины. Космическая промышленность Фото:Wikimedia В период с 1991 года предприятия ракетно-космической отрасли Украины участвовали в создании четырёх новых космических ракетных комплексов: «Морской старт», «Наземный старт», «Днепр» и «Antares». Украина участвует в разработке разгонных блоков для грузовых ракет в проектах НАСА и Европейского Союза и строит для них блоки ракет. Однако очень многое из космической инфраструктуры отсутствует, например, нет собственного космодрома. Также у Украины фактически отсутствуют космические аппараты на орбите (за исключением двух студенческих наноспутников PolyITAN-1 и PolyITAN-2. 21 мая 2015 была утверждена космическая программа Украины на период до 2022 года, в соответствии с которой в 2015—2022 гг. планируется запуск шести космических аппаратов («Лыбидь», «Лыбидь-2», «Сич-2-1», «Сич-2М», «Сич-3» и «Ионосат»). Как отмечают эксперты, госфинансирование космической отрасли постепенно сокращается. В госбюджете-2019 объем финансирования космической отрасли сокращен на 14% — до 2,13 млрд гривен (около 80 млн долларов). Иакже отмечается, что в 2014 году, после того, как Крым вошел в состав России, Украина потеряла станцию управления и космической связи в Евпатории. Не обошли стороной эту отрасль и коррупционные скандалы. Так, в начале текущего года Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) заподозрило экс-главу «Укркосмоса» в отмывании восьми миллионов долларов, предназначенных для проекта спутника «Лыбедь». Детективы бюро считают, что с 2011 по 2017 годы за границу были выведены восемь миллионов долларов, из выделенного канадским правительством для строительства на госпредприятии «Южмаш» первого украинского коммуникационного спутника «Лыбедь» кредита размером 292,4 миллиона долларов. Запуск был сорван, с 2011 года он постоянно откладывается. Авиация Фото:Wikimedia Промышленная инфраструктура отрасли досталась Украине после распада СССР. Это была разветвлённая сеть предприятий способных производить конечный продукт — транспортные и пассажирские самолёты, а также различные комплектующие — авиационные двигатели, авионику и многие другие типы авиационных комплектующих, в том числе и для предприятий, оставшихся на территории других стран бывшего СССР (в основном России, например, производитель газотурбинных двигателей «Мотор Сич»). Производственная база и возможности промышленности постепенно уменьшались, локализовавшись, в основном, вокруг предприятий, сотрудничавших с российской авиационной промышленностью. С 2014 года авиапром Украины пребывает в кризисе. Так, с 2015 года не произведено ни одного серийного самолёта. В 2017 году кабинет министров Украины принял постановление о ликвидации авиастроительного концерна "Антонов". Ранее, в марте и июне 2015 г., госпредприятие "Антонов", Харьковское государственное авиационное орденов Октябрьской революции и Трудового Красного знамени производственное предприятие и государственное предприятие "Завод 410 ГА" вышли из состава концерна "Антонов" в госконцерн "Укроборонпром". Отмечается, что за все время независимости Украины в стране не было серийного производства самолетов. Причиной этому называют нехватку финансирования, а также неграмотное управление. Кораблестроение Фото:Wikimedia В советское время Украинская ССР была флагманом военного и гражданского кораблестроения. С независимостью республики в отрасли начали появляться проблемы. Власти страны пытались возродить сектор. Так, в июне 2011 года в Москве была подписана «Программа экономического сотрудничества Российской Федерации и Украины на 2011-2020 годы», часть которой была посвящена как раз сотрудничеству в области кораблестроения. В частности, предполагалось создание совместных предприятий и эффективное сотрудничество в водах Черного и Азовского морей. Тем не менее, весной 2018 года украинская власть отказалась от этой программы. Если раньше город Николаев считался главным центром кораблестроения Советского Союза, то сегодня три основных его предприятия - «Черноморский судостроительный завод», ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» и «Николаевский судостроительный завод «Океан» практически простаивают. Хотя менее 30 лет назад каждый из них спускал на воду десятки полнокомплектных судов в год. Отмечается отсутствие государственных заказов по судостроению и ремонту, в связи с чем растут долги по зарплате. Осенью 2014 года Николаевский судостроительный завод был привлечён к выполнению военного заказа — для вооружённых сил Украины был начат выпуск переносных печей-«буржуек». Тем не менее, это не решает проблему. В целом, эксперты отмечают крайне тяжелое положение отрасли в целом. Станкостроение После развала СССР Украина, как и во многих отраслях в то время, имела впечатляющий потенциал, в том числе и в области станкостроения. Главной специализацией украинского станкостроения было изготовление станков токарной группы. При этом предприятия УССР производили почти всю станочную номенклатуру: фрезерные, агрегатные, шлифовальные, деревообрабатывающие станки, которые тысячами расходились по всему миру. Однако за годы независимости предприятия либо перестали существовать, либо сменили род деятельности. Все оставшиеся заводы, которые когда-то выпускали уникальную продукцию, сегодня либо совсем прекратили выпуск профильной продукции, либо изготавливают на кустарном уровне несколько станков в год по отдельным заказам. Серийного станкостроительного производства на Украине давно нет. При этом те предприятия, которые производят хоть что-то, с основном поставляют свою продукцию на экспорт, так как на внутреннем рынке она не востребована. Основными партнерами украинских предприятий о недавнего времени были Россия и Белоруссия, так как конкуренция с западными аналогами украинским товарам не под силу. Однако после 2014 года отношения с Россией начали ухудшаться, что не могло не сказаться и на торговых отношениях. Автомобилестроение Фото:Wikimedia В прошлом, ежегодное производство автомобилей в УССР составляло до более 200 тыс. в год (2-е место в СССР после РСФСР и условно 12-е место в Европе) и до более 400 тыс. в постсоветской независимой Украине (2-е место на постсоветском пространстве после автопрома России и 11-е место в Европе среди стран производящих автотранспортные средства), однако в последние годы выпуск автомобильной техники резко упал до считанных тысяч в год. Эксперты отмечают резкое снижение объемов крупноузловой сборки на заводе "Еврокар" (Закарпатская область), который является единственным работающим предприятием легкового сегмента украинского автопрома. Еще в конце прошлого года заместитель главы «УкрАВТО» по производству Олег Папашев заявил, что крах автомобилестроительных предприятий на Украине неизбежен. По его словам, несмотря на все попытки «УкрАВТО» и «Запорожского автомобилестроительного завода» (ЗАЗ) сохранить данную отрасль в стране, это невозможно в условиях, когда власть работает на увеличение импорта автомобилей, а не развитие собственного производства. Папашев отметил, что «УкрАВТО» неоднократно обращалось к властям с просьбой принять меры для возрождения отрасли, но безуспешно. И это при том, что ЗАЗ готов по-прежнему производить современные автомобили, имеет специалистов и оборудование.

5 отраслей промышленности, исчезнувших за время правления 5 президентов Украины
© Вести Экономика