Войти в почту

О русском театре замолвите слово

Уважаемый Владимир Владимирович! Я писал Вам в Год литературы и в Год российского кино. Не отступая от традиции, решил написать Открытое письмо и в Год театра. По пустякам не стал бы беспокоить, но тема важная, полностью совпадающая с тем, о чём Вы часто говорите. Об извлечении на свет «полезных ископаемых» отечественной культуры, покрытых вековыми наслоениями. Помнится, в конце 2014-го на заседании Госсовета и Совета по культуре и искусству выступал Владимир Жириновский. Он так ярко и образно рассказывал о великих произведениях «Горе от ума», «Мёртвые души» и «Муму», что слушатели едва не плакали от смеха. Лидер ЛДПР предлагал осовременить классику и заодно сажать писателей в тюрьмы, чтобы явились миру новые Достоевские. Вольфыч намеренно, конечно, перегнул палку. Спустя пару лет, Вы другими словами сказали о том же самом, но предложили более гуманную меру. «Нам необходимы новые, оригинальные форматы прочтения классики и в кино, и в театре, на телевидении, в социальных сетях, – произнесли Вы. – И это уже задача для мастеров культуры: суметь создать современные произведения, сохранив ценностное содержание оригинала, его морально-нравственный посыл, богатство и образность нашего языка...». На заседаниях Общества русской словесности, Российского литературного собрания, Вы утверждали, что государство должно поддерживать писателей и литературные инициативы граждан. Я перевёл на современный русский язык «Ябеду» Василия Капниста. Старинная пьеса, отпечатанная в Императорской типографии Санкт-Петербурга, вышла в свет в 1798 году и прогремела. По указу Павла I-го «бомбу» быстро убрали из репертуара и изъяли почти все отпечатанные экземпляры. В 1804-м Александр I запрет снял, и пьеса с успехом шла по Империи. Будучи написанной старым, «дореформенным» языком и стилем, она не выдержала конкуренции с «Горе от ума», «Евгением Онегиным», «Ревизором» и умерла от «дряхлости». Александринский театр отмечал постановкой столетие, но публика едва на половину заполнила зал. В СССР Красноярский ТЮЗ показал «фрагменты» на фестивале в Ленинграде (1970 год) и – всё. Сейчас пьеса вообще не вспоминается, и Капнист забыт! Я не мог не проявить инициативу и вернул из небытия драму. Ремейк называется «Федот по имени Богдан» и издан малым тиражом. Он посвящается «Главе Государства Российского, который победит коррупцию…». Два экземпляра есть в Вашей библиотеке. (ISBN 978-5-600-00821-2 УДК 821.161.1-22 ББК 84 (2Рос=Рус)6-6). О чём книга? В губернском городе N. злодействуют «взятколюбивые» чиновники, судьи и прокурор. Чувствуя безнаказанность, они грабят своих сограждан. Невзирая на сословия! Однажды случай сталкивает хозяев провинции с армейским подполковником, вернувшимся с русско-шведской войны, который мужественно отстаивает свои Честь, Имя и Права. Я пытался заинтересовать губернаторов, министров, сенаторов, депутатов, режиссёров кино и театра. Иногда получал в ответ шедевры канцелярита. Одни писали мне что-то типа «Любое лоббирование, протежирование и т.д. – это не в наших правилах…». Другие сообщали: «Планы давно свёрстаны, выбран репертуар и определён вектор движения». Третьи не отвечали вовсе и, кажется, видели меня в гробу, в белых тапочках. Вместе с каким-то Капнистом. Попытки докричаться до чиновников не оставляют эха в коридорах власти. У культуртрегеров на мою классическую пьесу «лишних» денег нет. Почему их хватает на гранты для «распила», на премьеры тысячи раз обкатанных авторов, на свинцовую мерзость поделок новых «звёзд»? Не знаю. Пишу лично Вам, президенту России, потому что мне, – гражданину и писателю! – как и многим, нужна реальная поддержка государства. Вы ж неслучайно предлагаете осовременить оригиналы, сохраняя их ценностное содержание. Позвольте экскурс в прошлое. В старой Франции, существовавшей в условиях мнимого литературного изобилия, Ришелье удалось решить «задачу», подобную Вашей. Александр Пушкин удивлялся: «Каким чудом посреди сего жалкого ничтожества, недостатка истинной критики и шаткости мнений, посреди общего падения вкуса вдруг явилась толпа истинно великих писателей, покрывших таким блеском конец XVII века? Политическая ли щедрость кардинала Ришелье, тщеславное ли покровительство Людовика XIV были причиною такого феномена?». И сам ответил: «…у французов возвышенные умы 17-го столетия застали народную поэзию в пелёнках, презрели её бессилие и обратились к образцам классической древности». Классическая древность, возвышенные умы! Важность литературы чувствовал Ришелье, а «Король-солнце» был щедр с писателями. Результат? Корнель процедил Сенеку, Буало – Лонгина, а Лафонтен – Теренция с Вергилием etc. И понеслась их классика по всей Европе, и, достигнув России, завоевала нашу страну. А какой была русская словесность до Петра и позже? По мнению Пушкина, «старинные наши архивы и вивлиофики, кроме летописей, не представляют почти никакой пищи любопытству изыскателей. Несколько сказок и песен, беспрестанно поновляемых изустным преданием, сохранили полуизглаженные черты народности, и «Слово о полку Игореве» возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности». Литераторы также стали обращаться к классической древности. Дедушка Крылов, начитавшись Лафонтена, изваял бессмертные басни. Гнедич перевёл «Илиаду», Жуковский – «Слово о полку Игореве». В 40-е годы прошлого века Николай Заболоцкий совершил подвиг, осовременив старое Слово. Если б не этот поэт с предтечами, то оно и поныне звучало бы так: «Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве…» и т.д.? Я абсолютно уверен в том, что пора обновить шедевры забытых классиков. Надо вернуть читателям Кантемира, Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, Карамзина, Богдановича, Новикова, Фонвизина, Гнедича, Державина и многих других. Есть в этом насущная потребность! На мой взгляд, нужен государственный заказ и строжайшие учёт с контролем. Целевое финансирование из госказны дало бы работу писателям, поэтам, режиссёрам, актёрам и учёным. Плюс новый репертуар театрам и кинематографу. Серия, составленная из ремейков, возбудила бы интерес читателей к классической литературе и к истории. Кому это поручить? Министерству культуры РФ и Союзу писателей России, который возглавляет писатель Николай Иванов. Предлагаю идею – Всероссийские театральные премьеры. По образу и подобию кинематографических. Как было бы здорово, если б обновлённые шедевры классиков выходили на подмостки театров в России в один день! Пусть бы их показывали в течение года. Публика сама ногами и рублём проголосует за лучшее. Уверяю Вас, в течение пятилетки граждане-писатели добудут из недр литературы все имеющиеся исторические памятники. Трагикомедия «Федот по имени Богдан» могла бы стать прологом уникального проекта. Страна вспомнит Василия Капниста, прочтёт его «Оду на рабство» или «Видение плачущего над Москвою россиянина…». Владимир Владимирович! Как у всякого автора, цель моя общественно полезная и слегка своекорыстная: хочу увидеть героев на сцене. После издания книги я получил уйму положительных откликов со всей страны. Однако это ничего не меняет и не тешит самолюбие. При всей злободневности произведение обездвижено. Поддержите, пожалуйста! Помогите поставить пьесу. Нужны деньги, Ваше ценное указание. Вы собираетесь приехать осенью в Омск, да? Заодно посмотрите и премьерный спектакль. Актёры у нас невероятно талантливы! Уверяю, трагикомедия «Федот по имени Богдан» заслуживает счастливой доли. С пожеланием добра, Сергей Шкаев, г. Омск Литература: «Кровавые пятна двигаются по России»

О русском театре замолвите слово
© Свободная пресса