Войти в почту

Возмездие для дебошира и ручка как оружие: в СК на транспорте рассказали об особенностях работы

О существующей опасности для зайцев в электропоездах и авиадебоширах, а также о том, почему нельзя фотографировать аэропорты и что нужно знать, отправляясь в речные прогулки на теплоходе, в интервью «Звезде» рассказал руководитель Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации (ММСУТ) генерал-майор юстиции Сергей Вазюлин. - Чем отличается СК от Следственного комитета на транспорте? - Московское межрегиональное следственное управление на транспорте является структурным подразделением СК РФ. Ведомство расследует происшествия, совершенные на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры в границах Центрального федерального округа. В зоне ответственности ведомства порядка 15 тысяч километров железной дороги: участки Московской железной дороги, Московского отделения Октябрьской железной дороги, Юго-Восточной железной дороги, на которых дислоцируются 90 вокзалов, 1 092 станции и 3 214 посадочные платформы. А также 12 аэропортов (из них восемь международных), 11 речных портов, три речных вокзала, два речных пароходства, 49 пристаней и причалов. Протяженность внутренних водных путей, находящихся в зоне оперативного обслуживания, составляет более 2 153 километров. - Отвечает ли современным стандартам Ваше ведомство с точки зрения гаджетов и различных технологий? - Мы стараемся идти в ногу со временем. Это очень важная составляющая. От следователя требуется в ходе расследования выполнить несколько задач: грамотно и в полной мере обнаружить возможные следы преступления, изъять их и правильно предоставить экспертам. Есть такая шутка, что страшное «оружие» следователя - это ручка. Безусловно, большинство процессуальных документов и большая часть работы следователя носят письменный характер, связанный с фиксацией юридически важных моментов, но вместе с тем у каждого следователя есть специализированный следственный чемодан, который наполнен современными средствами аудиовидеофиксации. Мы сейчас используем не рулетки, а лазерные измерители расстояний, есть специальные устройства для определения своих координат на открытой местности. Для того чтобы полно отразить картину происходящего, мы применяем беспилотные летательные аппараты. Есть специализированные локаторы для обнаружения затонувших предметов. Следователи постоянно находятся в обучении: очень много преступлений совершается с применением цифровых следов и с ними тоже надо уметь эффективно работать. Поэтому следователи разрабатывают новые методики, используют специализированную технику. - Травмирование граждан на объектах ж/д транспорта. Значит ли это, что инфраструктура недостаточно оборудована: состояние ограждения путей, большая загруженность в час пик? Следует напомнить, что Московским межрегиональным следственным управлением на транспорте проводятся процессуальные проверки и расследуются уголовные дела по фактам травмирования граждан на железной дороге, расположенной на территории всей центральной части России. С каждым годом железнодорожная сеть развивается, увеличиваются пассажиропоток, объем перевозки грузов, увеличиваются скорости движения поездов. Объекты железнодорожного транспорта успешно интегрируются с другими видами транспорта, создаются транспортные пересадочные узлы. Все это накладывает обязанности на перевозчика и контролирующие органы по организации безопасного пребывания пассажиров на объектах транспорта. Значительная часть сообщений о преступлениях, поступающих в следственное управление, связана с травмированием граждан на железной дороге, как не со смертельным исходом, так и со смертельным. При расследовании данных случаев следователями проделывается большая работа, связанная не только с фиксацией факта травмирования: восстанавливается вся картина происшествия, начиная с причин поведения пострадавшего на железной дороге, его пребывания, соответствия действий членов локомотивных бригад установленным правилам движения и эксплуатации транспорта. При травмировании несовершеннолетних изучаются их личности, условия воспитания, влияние взрослых, родителей, а также дается оценка эффективности проводимой профилактической работы. Отдельно следователем оцениваются состояние железнодорожной инфраструктуры, соответствие установленным требованиям, доступность пешеходных переходов, наличие информационных стендов, наличие световых и звуковых сигналов, объем пассажиропотока, скоростной режим и частота движения поездов, условия, ограничивающие видимость для локомотивной бригады и пешеходов, и другие важные детали. Одна из задач - принять меры по устранению причин травмирования граждан впредь. Следователи фиксируют, что даже имеющиеся ограждения часто повреждаются, демонтируются самими же гражданами, игнорирующими предупреждающие и запрещающие знаки, возникают так называемые народные тропы в местах, не предназначенных для переходов. Это создает во многом причины травмирования. К сожалению, невзирая на явную опасность нахождения на транспортной инфраструктуре, граждане привыкли действовать, руководствуясь только удобностью, экономя свое время. Кроме того, фиксируется значительное количество травмирований, когда, экономя деньги, не желая платить за проезд, граждане проникают на платформы в обход контрольных пунктов, перелезают под стоящими составами, запрыгивают на платформы - и в результате попадают под движущийся железнодорожный транспорт. Нарушение Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути образует админстративную ответственность, предусмотренную ст. 11.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях. Например, за проход по железнодорожным путям в неустановленных местах предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа (100 рублей) . Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на железнодорожных путях общего пользования, железнодорожных путях необщего пользования или на железнодорожных переездах, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Если говорить о причинах травмирования граждан на железной дороге, следует отметить, что это хождение по железнодорожным путям, переход железнодорожных путей в неустановленном месте, движение по пешеходному переходу в наушниках, иное опасное поведение на железной дороге, в том числе «зацепинг», попытки выполнения экстремальной фотовидеосъемки. - Дебоширы на поездах дальнего следования, как себя вести в присутствии агрессивного гражданина и куда обращаться? Следует иметь в виду, что наличие в движущемся поезде агрессивно настроенного гражданина может создать не только угрозу для пассажиров конкретного вагона, но и угрозу безопасности всем пассажирам, находящимся в поезде, поездной и локомотивной бригаде, спровоцировать крупное железнодорожное происшествие. Именно по этой причине на законодательном уровне предусмотрена не только административная ответственность за указанные действия, но и уголовная. Так п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за хулиганские действия на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования и влечет наказание в виде лишения свободы до пяти лет. В первую очередь следует обратиться к проводнику вагона либо начальнику поезда и сообщить о наличии такого пассажира в вагоне. Дебошира не следует провоцировать на продолжение конфликта. Если же действия нарушителя представляют угрозу для жизни и здоровья, то следует помочь поездной бригаде. В любом случае административные решения принимать ей. Поездная бригада составляет соответствующий акт о высадке дебошира, связывается с полицией и организовывает передачу дебошира сотрудникам полиции на ближайшей станции. Прибывшие сотрудники полиции проведут процессуальные действия для фиксации правонарушения. Для пригородного сообщения характерно перемещение больших масс пассажиров на короткие дистанции внутри субъекта, при этом работниками ОАО «РЖД» и правоохранительными органами проводится работа по контролю за пассажиропотоком с момента проследования на перрон, посадки в вагон, в период поездки и высадки в пункте назначения. Естественно, что на каждом этапе поездки следует обеспечить общественную безопасность граждан и усиление патрулирования пригородных поездов сотрудниками полиции либо охраны никогда не может быть лишним. В настоящее время в каждом электропоезде в период поездки охрана общественного порядка обеспечивается сотрудниками охраны ОАО «РЖД». На определенных криминогенных маршрутах обеспеченно сопровождение совместно с сотрудниками полиции. Кроме того, в зависимости от увеличения пассажиропотока, связанного с проводимыми массовыми мероприятиями, также увеличивается количество сопровождаемых пригородных поездов. В качестве примера можно привести меры, принятые при проведении мероприятий с большим количеством людей. Следует отметить, что у машинистов электропоездов имеется связь с сотрудниками полиции, к которым следует обращаться по всем фактам правонарушений в электропоезде. При длительных стоянках электропоезда обследуются сотрудниками полиции. Невозможно однозначно заключить, что наличие сотрудников полиции либо охраны, сопровождающих электропоезд, является надежным барьером для совершения преступлений, поскольку все противоправные действия происходят в отсутствие указанных лиц. - Нужно ли ужесточить ответственность для авиадебоширов? - Совершение хулиганских действий на борту воздушного судна может существенно негативно влиять на безопасность движения и эксплуатацию воздушного транспорта и привести к серьезным тяжким последствиям в виде крушения воздушного судна и массовой гибели пассажиров. Как правило, в состав экипажа воздушного судна входят женщины, которые не обладают физическими возможностями для пресечения хулиганства. Данная категория преступлений также отрицательно влияет на общественную оценку правового регулирования государственных органов в области авиационных перевозок пассажиров, в том числе и на мировой арене. Проведенным в следственном управлении анализом установлено, что авиакомпаниями на основании Воздушного кодекса Российской Федерации, гражданского, административного, уголовного законодательства Российской Федерации, Конвенции о преступлениях и некоторых других актов, совершаемых на борту воздушных судов, и рекомендаций ИКАТО и ИАТА разрабатываются нормативные акты по противодействию незаконному поведению пассажиров на борту воздушных судов до момента взлета, в период полета, а также в аэропортах промежуточной посадки и внебазовых аэропортах вылета. Например, авиакомпанией ПАО «Аэрофлот» ведется реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена авиакомпанией. Авиакомпаниями предоставляются летному и наземному персоналу полномочия, необходимые для предотвращения и пресечения нарушений в соответствии с действующим законодательством. Проводится обучение летного и наземного персонала обращению с недисциплинированными пассажирами, оказывается всестороннее содействие работникам правоохранительных органов. Работникам авиакомпаний нормативно рекомендовано осуществление фото- или видеофиксации событий, связанных с нарушением порядка на борту воздушного судна, а именно действий правонарушителя, а также экипажа, направленных для восстановления порядка. Также авиакомпании нацелены на взыскание с недисциплинированных пассажиров полного возмещения вреда, причиненного авиакомпании. За нарушения правопорядка на борту воздушного судна предусмотрена уголовная ответственность, а именно п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ, то есть за хулиганские действия на воздушном транспорте, а также на любом ином транспорте общего пользования предусмотрено наказание в виде лишения свободы до пяти лет, естественно, с учетом возможности возникновения тяжких последствий следовало бы не только ужесточить эту норму, но и при расследовании уголовных дел анализируемой категории давать оценку действиям должностных лиц аэропорта вылета по фактам нарушения организации досмотровых мероприятий пассажиров, а также в отношении сотрудников полиции, авиакомпании, допустивших на борт воздушного судна пассажиров, находящихся в состоянии опьянения, и граждан, ведущих себя агрессивно. Кроме того, необходимо давать оценку своевременности привлечения к административной ответственности виновных лиц, также выяснять сведения о понесенных авиакомпанией расходах, связанных с вынужденной посадкой. Одной из важных задач в ходе расследования является и выявление фактов совершения лицом смежных составов преступлений, направленных на противодействие экипажу воздушного судна, пассажирам, сотрудникам полиции, а также связанных с незаконным вмешательством в организацию движения и эксплуатацию транспорта. - Беспилотные летательные аппараты. Почему нельзя снимать, фотографировать аэропорты, ж/д вокзалы и сопутствующую им инфраструктуру? - Беспилотники могут представлять определенную угрозу безопасности в воздушном пространстве, технически они имеют возможность выполнять продолжительный полет на значительные расстояния и высоте, в том числе перемещать объемные предметы. Не исключена возможность столкновения либо создания помех полету других воздушных судов. В настоящее время следственное управление отмечает рост доступности беспилотных летательных аппаратов, низкий уровень культуры и правосознания при их использовании, а также актуальность проблемы увеличения фактов использования беспилотных летательных аппаратов с нарушением норм, установленных федеральными авиационными правилами. Долгое время использование беспилотных воздушных судов и беспилотных авиационных систем не имело четкого правового регулирования в российском законодательстве. Однако в 2015 году в Воздушный кодекс Российской Федерации внесены изменения, касающиеся использования указанных воздушных судов, а именно взлет таких судов должен осуществляться с уведомлением органа авиационного контроля, поскольку беспилотное воздушное судно также занимает воздушное пространство. Лица, осуществляющие управление беспилотником, тоже должны пройти обучение основным правилам выполнения полетов. Теперь беспилотные воздушные суда, масса которых превышает 30 килограммов, подлежат регистрации в органах Росавиации, также как легкие и сверхлегкие самолеты и вертолеты. Беспилотные летательные аппараты, масса которых менее 30 килограммов, подлежат учету. Следственным управлением в 2016 году расследовался случай, когда в районе аэропорта самолет едва не столкнулся с беспилотным летательным аппаратом. В данном случае, например, попадание дрона в двигатель воздушного судна могло привести к серьезным последствиям. Следует отметить, что любой объект транспортного комплекса, неважно, воздушного, водного или железнодорожного, концентрирует в себе большие массы людей и грузов и выполняет сложные технические и технологические процессы, направленные на безопасное взаимодействие между регионами страны и иностранными государствами. Транспорт потенциально подвержен различным формам незаконного внешнего вмешательства. Именно поэтому имеются ограничения в использовании беспилотных летательных аппаратов в зоне работы объектов транспортной инфраструктуры. - Какой объем перевозок пассажиров на водном транспорте? С точки зрения безопасности не является ли водный транспорта уязвимым? - В зону ответственности Московского межрегионального следственного управления на транспорте входят акватории рек: Москвы, Оки, Волги, канала имени Москвы, Дона, а также акватории водохранилищ субъектов центральной части России. Кроме этого, располагается значительное количество гидротехнических сооружений. На всех указанных выше объектах используется значительное количество судов самого различного класса. Здесь же располагаются места массового отдыха населения, туристические базы, яхт-клубы, пароходства. Перед выполнением любого плавания либо непосредственно в период плавания пассажиры могут ознакомиться с полной информацией о судне, его технических характеристиках, условиях эксплуатации, а также узнать сведения о квалификации экипажа. Данная информация, как правило, размещается в общедоступных местах, как на судне, так и в кассе, на информационных буклетах пароходства, или можно запросить ее у судоводителя, судовладельца, туроператора. Следует отметить, что лица, допускаемые к управлению судном, и экипаж имеют соответствующие образование и профессиональную подготовку, их навыки оцениваются квалификационными комиссиями. Водные судна подлежат сертифицированному техническому обслуживанию, периодическому осмотру и контролю со стороны надзорных органов. Перед выполнением каждого плавания капитан осуществляет ряд контрольных мероприятий для подтверждения безопасности выполняемых действий, достаточности используемых спасательных средств. Сегодня на всех уровнях государственной власти отмечается особое значение транспортной безопасности и безопасности судоходства. Именно в этих целях разработана и утверждена стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. По данным Росморречфлота, в 2018 году в России перевозки пассажиров водным транспортом составили 13,5 милиона человек, фактический пассажиропоток речного транспорта может достигать 20 миллионов человек. Основная часть пассажиропотока формируется в регионах Поволжья и регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока. В центральной части России данный показатель составил 1,3 миллиона человек. Основу транспортного пассажиропотока составляют перевозки по коротким (до 50 километров) маршрутам: паромные переправы между городами, расположенными на двух берегах рек; маршрутное сообщение между городами и пригородами. Перевозки на дальние (свыше 50 километров) расстояния составляют 4%. Такие перевозки осуществляются преимущественно в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Возмездие для дебошира и ручка как оружие: в СК на транспорте рассказали об особенностях работы
© ТК «Звезда»