Войти в почту

о возможной взрывоопасной ситуации после выборов на Украине

«Если станет понятно, что вбросы и фальсификация протоколов не дали нужного результата, Порошенко вполне может решиться на отчаянный шаг. Что это будет — масштабная войсковая операция в Донбассе, новая провокация в Керченском проливе, попытка организовать уличные беспорядки, — неизвестно. Но отмена выборов видится единственным выходом, при котором действующий президент способен удержать контроль над ситуацией в своих руках хотя бы ещё на какое-то — не очень, правда, значительное — время».

Украинская ЦИК уже давно обнародовала информацию о численности граждан, которые имеют право принять участие в выборах президента страны. По её данным, это 36 млн 520 тыс. человек. Проверить эту цифру невозможно, поскольку перепись населения проводилась в последний раз в 2001 году. Количество жителей по её итогам составило 48 млн с копейками. За 18 прошедших с тех пор лет много воды утекло, и сейчас большинство экспертов уверены в том, что на Украине проживают что-то около 20 млн, не больше.

Зазор между реальной численностью и цифрой, названной ЦИК, даёт возможность нынешнему президенту добрать с помощью административного ресурса и за счёт «мёртвых душ» очень значительный объём голосов, порядка 40%. Уже появились утечки, из которых следует, что лица, ответственные за «добор» голосов, не слишком утруждают себя проверкой личных данных тех людей, имена которых заносятся в избирательные списки. Так, среди тех, кто может участвовать в выборах, оказались погибшие в результате терактов командир батальона «Сомали» Михаил Толстых (Гиви) и первый глава Донецкой народной республики Александр Захарченко.

Однако тотально задействовать админресурс действующий президент будет не в состоянии. Попытки помешать избирательным комиссиям, контролируемым действующим президентом, конечно, предпримет Юлия Тимошенко, располагающая разветвлённой сетью региональных штабов. Её люди будут хватать за руки членов избиркомов, мешая им в массовом порядке закидывать в урны бюллетени. И едва ли Порошенко здесь поможет решение — якобы из-за их высокой стоимости — убрать с избирательных участков камеры наблюдения. У ребят из партии «Батькивщина» есть свои глаза, и они вне всякого сомнения намерены держать их открытыми. Кроме того, препятствовать вбросам собираются боевики Андрея Билецкого. Его «Нацдружины», которые сейчас по всей Украине довольно успешно срывают встречи Порошенко с народом, будут внимательно отслеживать процесс голосования. Членам этих штурмовых групп уже предоставлен статус наблюдателей.

Так что те, кто пророчит Порошенко уверенную победу за счёт массовых фальсификаций, могут просчитаться. Есть эффективные механизмы торможения, которые резко сокращают продуктивность админресурса. Сложно сказать, какой процент голосов глава Украины сможет накрутить в свою пользу, но это точно не будет та цифра, которая образуется за счёт разлёта между данными ЦИК и реальной численностью населения.

Говорить о пророссийских кандидатах в нынешней кампании можно только очень условно. Да, неделю назад Дмитрий Медведев встретился с главой партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Юрием Медведчуком и его соратником Виктором Медведчуком, чтобы обсудить с ними условия поставки газа на Украину, но, учитывая рейтинг этого кандидата (8—10%), который, впрочем, вдвое взлетел после этой встречи, даже выход Бойко во второй тур представляется нереальным.

Россия обозначила свой выбор, но точно не на эту избирательную кампанию, а на длительную перспективу, указав, что на Украине есть люди, с которыми она готова вести переговоры.

В Москве прекрасно понимают, что в нынешней ситуации приход к власти политика, который будет пытаться преодолеть кризис в отношениях с Россией, невозможен ни при каких обстоятельствах. Понимают, кстати, это и в Вашингтоне, который не вмешивается в предвыборные дела. Его устроит победа любого из фаворитов, поскольку все они готовы играть по правилам, установленным для Украины США. Её роль на следующую президентскую каденцию никак не поменяется — она так и будет служить очагом вражды и нестабильности на границах России.

Уже много говорилось и писалось о том, что у Петра Алексеевича на кон поставлено буквально всё: бизнес, свобода, благополучие близких. И Владимир Зеленский, и Юлия Тимошенко строят свои кампании на обещании посадить его в тюрьму за причастность к масштабным коррупционным сделкам.

Поэтому критическим моментом избирательной кампании, когда президент может решиться на использование СБУ или армии для ввода военного положения, станет подсчёт голосов после первого тура.

Если станет понятно, что вбросы и фальсификация протоколов не дали нужного результата, Порошенко вполне может решиться на отчаянный шаг. Что это будет — масштабная войсковая операция в Донбассе, новая провокация в Керченском проливе, попытка организовать уличные беспорядки, — неизвестно. Но отмена выборов видится единственным выходом, при котором действующий президент способен удержать контроль над ситуацией в своих руках хотя бы ещё на какое-то — не очень, правда, значительное — время.

Но и здесь его возможности не безграничны. За ним пристально наблюдают министр внутренних дел Арсен Аваков и уже упоминавшийся «азовец» Андрей Билецкий. Последний, кстати, представляет очень серьёзную силу, претендующую на перехват власти у постмайданного олигархического режима. Крайние националисты играют сегодня роль защитника народных интересов, обещая прекратить разграбление государства и мешая на местах бандитам разных мастей осуществлять рейдерские захваты фермерских хозяйств. Вообще фигура Порошенко расколола националистический лагерь.

Одни влиятельные нацисты поддерживают украинского президента, другие яростно его обличают и стараются сорвать его предвыборную кампанию. В итоге, если Порошенко добудет себе победу, это может вылиться в серьёзный конфликт со столкновениями уже между самими нацистами.

Я специально не привожу данные о рейтингах кандидатов, поскольку они вообще в нынешних условиях ничего не значат. Украина вошла в стадию, когда на пороге маячит гражданская война. На самом деле, кто бы ни одержал победу, определяющие сейчас всю внутреннюю политику националистические силы оказались раздроблены. Если верх возьмёт Порошенко, то Билецкий и Аваков могут решиться на силовой реванш. Если Юлия Владимировна, то Ярош, Шухевич и другие персоны, представляющие конкруирующие с «Азовом» националистические движения и группы, тоже придут в движение. Победа ставленника олигарха Игоря Коломойского, шоумена Владимира Зеленского, тоже не изменит политической архитектуры Украины.

Несмотря на то что Зеленский сейчас пытается опереться на симпатии русскоязычной Украины, говоря о необходимости защиты русского языка и мирных переговорах с Россией, его патрон пойдёт на сговор с любыми силами, если посчитает это для себя выгодным. Вспомним, как в 2014 году он финансировал и вооружал первые националистические батальоны, а его правая рука Борис Филатов говорил, что Донбассу надо всё обещать, а потом вешать на терриконах.

По этой причине прогнозировать результат сейчас попросту невозможно. Он определяется не настроениями и интересами избирателей, а исключительно грязными закулисными сделками, силовыми ресурсами кандидатов и их сторонников, эффективностью механизма фальсификации. Наблюдаем за процессом. Интрига сохраняется и нарастает.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.