Войти в почту

Марионетки раскрывают тайны

Встреча двух театров в День театра — событие символичное и необычное. В Сибири оно происходит впервые. Миланским артистам пришлось проехать полмира. Но это расстояние существует лишь на карте. А в кукольном мире два театра удивительно похожи. Хотя одному, новосибирскому, исполняется в этом году 85 лет, а история другого, миланского, насчитывает уже два столетия. Италия славится своими театрами марионеток, и театр "Карло Колла и сыновья" занимает в ней значимое, воистину историческое место с 1835 года. Но в обоих театрах с радостью ждут зрителей, начиная от трех лет, считая, что чем раньше начинаешь дарить детям сказку, тем добрее будет мир. В обоих театрах есть свои мастерские, где рожаются герои спектаклей. Но в Новосибирском театре кукол это несколько цехов, где трудятся художники, механики и бутафоры, которые придумывают к каждому спектаклю оригинальные решения и новых кукол – перчаточных, планшетных, марионеток, тростевых. А в миланском театре есть специальная лаборатория, наподобие мастерских XIV века. Новых технологий изготовления кукол театр не использует — мастера следуют традиции, но вырезают согласно канонам красоты своего времени. Старые куклы, не отвечающие художественным критерием новых спектаклей, хранятся в музее. В коллекции театра около 3000 марионеток, более 8 тысяч костюмов и масса уникальных рукописных документов семьи Колла, начиная со дня основания. Фото: Евгения Буторина И в репертуаре обоих театров есть спектакль "Спящая красавица". Только в новосибирском театре его герои разговаривают прозой, а в спектакле миланского театра поют и танцуют под музыку Чайковского. На встрече артисты и менеджеры говорили о кукольном театре и его зрителях, рассказывали о системе обучения артистов. — Почти двести лет наш театр был семейной традицией. В нем работали родственники по крови. Поэтому, когда последний Колла нас покинул, мы решили создать новый тип семьи. Мы – семья по духу. Мы вместе живем, вместе работаем, и что-то между нами происходит. Наверное, поэтому из пришедшей к нам в театр молодежи остаются только те, кто полностью нами совпадает, — рассказал менеджер труппы и по совместительству президент Ассоциации театров кукол Италии Пьеро Корбелла. – Я вижу, что у вас на одной сцене работают артисты разных возрастов. И это очень важно, именно старшие поколения должны передавать молодым страсть к куклам. Фото: Новосибирский облпастной театр кукол В России артистов – кукловодов обучают в театральных училищах, академиях и институтах. В итальянских театрах кукол молодых артистов учат на базе студий внутри театра. Сам Пьеро Корбелла пришел в такую студию в 13 лет и остался навсегда. А теперь сам обучает молодых. Хозяева вечера — артисты новосибирского театра кукол подготовили небольшой концерт и угощение. Традиционные пироги под русскую "Калинку". Итальянским гостям очень понравились паркетные куклы – в их театрах таких сегодня нет. Воодушевил чай из настоящего огромного самовара. И, конечно же, заинтересовали куклы — как сделаны, как работают механизмы, которыми управляют артисты. В чем отличие итальянских и сибирских марионеток. Словом, разговор был интересный, воодушевляющий и полезный для обеих трупп. И, хотя закончился он очень поздно, но все равно не все темы удалось обсудить. Не все показать. А потому уже завтра труппа новосибирского театра приглашена на репетицию спектакля "Спящая красавица", где итальянские кукольники обещают удивить и показать секреты своего спектакля. В рамках программы VI Транссибирского арт-фестиваля Миланский театр "Карло Колла и сыновья" покажет в Новосибирске три спектакля по сказке Шарля Перро "Спящая красавица". В основе постановки авторская версия волшебной сказки Шарля Перро и музыка из одноименного балета Петра Чайковского. — В нашей "Спящей красавице" много новых персонажей и отсылок в сторону нашего кукольного мастерства, много сюрпризов, параллелей и цитат, — рассказал Пьеро Корбелла. — И в финале спектакля зрителей ждет очень кукольный сюрприз. Фото: Евгения Буторина Спектакль "Спящая красавица" в репертуаре театра с 2011 года. Всего же в архиве хранятся более 300 классических постановок, которые периодически возобновляет театр. Легенды говорят, что именно кукольникам семьи Колла первым пришла в голову идея ставить в театре марионеток оперные спектакли. Через неделю после премьеры постановки с "живыми" артистами на сцене знаменитого Ла Скала, опера, уже в кукольном исполнении, оказывалась на сцене театра марионеток. Во всех учебниках рассказано о том, что итальянский театр марионеток завоевал популярность именно благодаря своим оперным и балетным постановкам. На афише Транссибирского фестиваля на спектаклях миланских кукольников уже почти месяц висит табличка "Все билеты проданы". А вот у москвичей еще есть надежда увидеть знаменитый театр – 9 и 10 апреля на сцене МТЮЗа он представит спектакль спектакль-оперу Джакомо Пуччини по мотивам сказки Карло Гоцци "Турандот".

Марионетки раскрывают тайны
© Ревизор.ru