Войти в почту

Марина Раскова. Женщина, которая построила лестницу в небо

В этот день, 28 марта 1912 года, в семье московского театрального антрепренера и учительницы родилась девочка, своими руками открывшая женщинам Страны Советов путь к самолетам, а затем и в космос. Фото Марины Расковой перед войной были почти в каждом доме. Журналисты и писатели наперебой отмечали ее «необычную строгую красоту». Может быть, одна из трех первых женщин-Героев Советского Союза и не была моделью, зато обладала трудолюбием, умом и повышенной требовательностью к себе. Чертежница Военно-воздушной академии имени Жуковского Марина Раскова выбрала небо. И оно приняло ее: по свидетельству бывших курсантов штурмана и пилота Расковой, она могла до 50 раз заходить на цель для бомбометания, не уставая и не жалуясь. — В стране происходило огромное социалистическое строительство, — писала о 30-х годах сама Раскова в своей единственной книге «Записки штурмана». — Вырастали новые заводы, шахты, электростанции. В строительство вовлекались массы народа, в том числе и женщины. Я видела, что для женщин нет никаких препятствий в любом деле. Не жаловалась она, когда ее встретили после десятидневных блужданий по дикой тайге только с револьвером и двумя шоколадками в кармане. За легендарным перелетом женского экипажа самолета АНТ-37 «Родина» в сентябре 1938 года от Москвы до Дальнего Востока следила по радио вся страна. Рабочие, курсанты и колхозники вздрогнули, когда командир Валентина Гризодубова приняла решение из-за отсутствия топлива садиться в тайгу «на брюхо» и приказала штурману Расковой прыгать с парашютом на лес. Гризодубова настаивала на серьезном лечении своего штурмана, но сама Марина ограничилась двумя неделями в медпункте. Дальше путь разведенной красильщицы Расковой, получившей образование в Ленинградском институте инженеров гражданского воздушного флота, лежал в армию. Одновременно Марина Раскова, лично известная Сталину, служила в НКВД уполномоченной Особого отдела Главного управления государственной безопасности (ГУГБ) и «особисткой» авиационного отдела наркомата обороны. Старший лейтенант НКВД (равно армейскому майору. — «ВМ»), кавалер знака «Отличник НКВД». — Рассекреченные документы не подтверждают, что Раскова давала показания против руководителей ВВС, — считает военный историк Владимир Сидоров. — Но она работала на переднем крае авиационной науки, а также обеспечивала полеты на парадах 1-го мая, а это проходило по ведомству безопасности. С началом войны Раскова осаждает Ставку Верховного Главнокомандования предложениями о создании женских авиаполков. Тяжелой осенью 1941-го Раскова добилась от Сталина формирования трех женских полков. Девушки шли тогда в армию потоком как закончившие аэроклуб, так и вообще не летавшие. Рулить любым типом самолета было физически тяжело. Но женщины не думали об этом — они были готовы на любую службу и работу ради победы. Командиром 587-го ночного бомбардировочного полка стала 31-летняя Раскова: подразделение уничтожало противника на Кубани и Курской дуге, на Смоленском и Брянском направлениях. Все три полка сражались в небе до самой победы. А Марина Раскова разбилась в тяжелых метеоусловиях при перелете к линии фронта в начале 1943-го. Именем «крылатой» москвички в столице названы площадь, улица и переулок.

Марина Раскова. Женщина, которая построила лестницу в небо
© Вечерняя Москва