Войти в почту

Объект на вылет: история аэропорта, который снесут ради «Золотого» автовокзала

Проваливаясь в мартовский снег, обходим старое пустующее здание Уктусского аэропорта на Белинского, 246. Когда-то отсюда летали кукурузники, которые развозили пассажиров по всей Свердловской области, а сейчас оно находится на территории, где собираются строить «Золотой» автовокзал. Торгово-транспортный пересадочный узел будут возводить создатели «Гринвича», ради этого уже снесли семь жилых домов, завод гражданской авиации и склады. Та же участь грозит и старому зданию аэропорта. Пока дом не разрушили, мы погуляли по нему, узнали истории строения и людей, которые летали отсюда и здесь работали. Сам аэропорт давно перенесли в Арамиль, но здание осталось. Последним здесь размещалось Уральское управление воздушного транспорта. «Яндекс. Карты» до сих пор показывают, что оно там находится. Обходя здание по периметру, можно увидеть, что покинули его недавно. На первом и кое-где на втором этажах вставлены евроокна, от которых еще не успели оторвать пленку, стоят камеры видеонаблюдения и новые двери. За здание протоптана дорожка, но ходить по ней не советуем. Вы обнаружите пустые бутылочки из-под боярышника и еще несколько неприятных сюрпризов. Директор Музея истории Екатеринбурга Сергей Каменский считает, что в этом здании можно было открыть музей гражданской авиации. Он разговаривал об этом с собственником объекта, но в итоге пока ни к чему не пришли. По мнению историка, здание — важный объект для города, его нельзя потерять. Научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков рассказал, что этот аэровокзал строили под авиамагистраль Москва — Владивосток. Она открылась 1 июня 1936 года. «На территории Свердловского аэропорта гражданской авиации началось строительство каменного аэровокзала. Здание будет двухэтажное, с цокольным этажом и вышкой для световых сигналов, — писали в газете «Уральский рабочий» в апреле 1937 года. — В основу архитектурного оформления положены четкие, простые линии. Над центральными входами, обращенными к городу и летному полю, будут скульптурные крылья — летный знак. Центральную часть здания займут вестибюль и ресторан со столовой для летного состава. На первом этаже разместятся управление связи, радио и метеорологическая служба, контора аэропорта, кабинет врача, приемная. На втором — гостиница для пассажиров, кабинет начальника порта, комнаты отдыха пилотов, ванные, душевые. Вблизи ресторана будут гостиная и комната пассажиров с видом на летное поле. Комнаты для ночевки пассажиров и пилотов двухместные. Сейчас уже заложен фундамент, выложена половина стен первого этажа. Строительство должно быть закончено к XX годовщине Октябрьского революции». На первом этаже большой круглый холл. С потолка свисают плафоны, у облупившейся стены стоят старые советские шкафы. В здании так же холодно, как и на улице: отопления здесь нет. На территории только охранник и кошка, которая с любопытством смотрит на гостей. Из этого места летали кукурузники по всей области. В Уктусском аэропорту пилотом 12 лет проработал Андрей Кравчук, сейчас он на пенсии. Сначала был вторым пилотом, а потом командиром воздушного судна. Он вспоминает, что отсюда можно было улететь буквально в любую точку нашей области. Например, в Красноуфимск (билет тогда стоил 3 рубля). — В этом здании находилось Уральское управление гражданской авиации, здесь же размещался летный отряд Свердловского авиапредприятия, в 1985 году он переехал под Арамиль, но сохранил то же название — Уктусский аэропорт. Я работал во Втором Свердловском авиапредприятии, — рассказал Е1.RU Андрей Кравчук. — Там был большой парк, я летал на Ан-2. У нас было четыре эскадрильи Ан-2, в каждой по 25 экипажей. Всего было порядка 100 самолетов, имелись еще вертолеты Ми-8 и Ми-2. Здание аэропорта юридически стоит на Белинского, но на деле находится недалеко от пересечения улиц Крестинского и Академика Шварца. Там, где находятся «Дирижабль» и улица Щварца, раньше была взлетно-посадочная полоса. Кстати, 1 апреля академику Станиславу Шварцу исполнилось бы 100 лет. Он создал уральскую школу экологов, был директором Института экологии растений и животных Уральского научного центра. После того как мы обошли здание и вышли к фасаду, здесь стояло несколько автомобилей: территорию перед бывшим аэровокзалом используют как парковку. В одну из машин садилась женщина. Она рассказала, что однажды в 70-х летала отсюда. — Мне пришла телеграмма от подруги, что она выходит замуж в Серове. Регистрация была на следующий день. Времени не было, и я решила лететь. Пришла сюда. Помню, что слева у входа был буфет, и я купила пирожки с ливером. Вкусные были! По пять копеек. Из центрального входа насквозь прошла на посадочное поле к кукурузникам. В конце полета так трясло, казалось, что все внутренние органы наружу выпадут, а летели мы около трех часов, — смеясь, рассказывала женщина. — Мне говорили, что перед зданием стоял памятник Сталину (смотрите фото выше. — Прим. ред.), а под зданием находится большое бомбоубежище. Еще слышала, что здесь хотят сделать музей. Самолеты садились и взлетали с Уктуса почти полвека. Пик пришёлся как раз на 70-е годы, когда аэропорт обслуживал ежедневно до полусотни рейсов. После того как в 1985-м запустили новый аэровокзал под Арамилем, на месте старого аэродрома в 1990-х годах построили жилой район Ботанический. Собеседник E1.RU, знакомый с планами застройки этой территории, рассказал, что здание планируют сносить в ближайшие месяцы, но пока еще не всё согласовано.

Объект на вылет: история аэропорта, который снесут ради «Золотого» автовокзала
© e1.ru