Ещё

Новые стандарты могут привести к демонтажу 90 процентов наружной рекламы 

Изменения в ГОСТ внесены по инициативе ряда дорожных НИИ, проектных организаций и ГИБДД. Цель их — убрать с дороги все, что может влиять на дорожную безопасность. Опасность авторы видят и в наружной рекламе. В подтверждение своей позиции они приводят статистику: за 2014-2017 годы в ДТП погибло 550 человек, в том числе из-за наезда на рекламные щиты. Анализа причин, почему случились эти аварии, не приводится, хотя понятно, что неуправляемый автомобиль может влететь во что угодно — фонарный столб, остановку, подземный переход, опору моста или здание… Официальная статистика московского департамента транспорта, например, где имеется более обширная аналитика по ситуации на столичных дорогах, констатирует, что проблема не в объектах. Высокая аварийность вызвана чаще всего нарушениями скоростного режима на определенных трассах.
Обеспокоенные сложившейся ситуацией, операторы наружной рекламы задают вопрос: будет ли отрасль существовать и дальше?
Пока же размещение рекламных конструкций в стране регулируется Федеральным законом «О рекламе» N 38-ФЗ, а также ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Разработаны эти требования в ходе масштабной работы, проведенной на основе анализа результатов российских и зарубежных научных исследований по вопросу безопасной установки рекламных конструкций. Пользуясь ими, власти сумели добиться органичного включения рекламных конструкций в архитектурный облик городов. Яркий пример тому — столица, сумевшая навести порядок с «наружкой». Количество рекламных конструкций за последние годы сократилось в городе более чем вдвое, с улиц и тротуаров исчезли все технически и морально устаревшие рекламоносители. Во главе организации рекламного пространства теперь стоят исторический облик Москвы, комфорт для пешеходов, нормальные условия для уборки улиц. Благодаря этому российская столица стала примером грамотного сочетания решения урбанистических задач и в то же время пополнения бюджета города.
Но когда заработает новый ГОСТ под номером 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», рекламные конструкции, установленные сейчас в городе в соответствии с прежними правилами, превратятся в «посторонние предметы». Причем не один, не два, а порядка 90 процентов от всех установленных в городе подпадут под демонтаж. Это приведет фактически к уничтожению рынка наружной рекламы и к существенным потерям для бюджета столицы. Получается, что масштабные меры, ранее предпринятые властями для наведения порядка в отрасли, могут оказаться напрасными.
Обеспокоенные сложившейся ситуацией, операторы наружной рекламы задают вопрос: будет ли отрасль существовать и дальше? От лица ее представителей — компаний Russ Outdoor, Gallery, «Лайса», «Расвэро» и «Дизайнмастер» — они направили обращение с просьбой разобраться в противоречиях старого и нового ГОСТов вице-премьеру Дмитрию Козаку. С аналогичным письмом к Дмитрию Козаку и вице-премьеру Максиму Акимову, а также руководителю Росстандарта Алексею Абрамову обратились и операторы наружной рекламы Приморского края.
Всех волнует вопрос: что дальше? А дальше, предсказывают эксперты, отрасль так называемой «наружки» по всей России может ждать тотальное сокращение бизнеса, если не полное уничтожение. Ведь наружная реклама — не просто железные конструкции, это отрасль экономики, в которой действуют такие же экономические законы, как и в других отраслях, и которая также решает вопросы занятости населения, налоговых платежей и, что немаловажно, пополнения местных бюджетов.
Серьезно пострадать могут и сферы экономики, непосредственно не связанные с рекламой. Не стоит забывать, что «наружка» — это еще и способ донесения информации до потребителя. У местных производителей в отличие от крупных федеральных и иностранных компаний нет возможности давать рекламу своих товаров и услуг на телевидении в силу ее дороговизны. Наружная же реклама для многих более доступный, а для некоторых предпринимателей и единственный инструмент для их продвижения. Потеряв его, малое и среднее предпринимательство неизбежно понесет убытки. Между тем необходимость поддерживать местное производство, увеличивать производительность труда на предприятиях базовых отраслей, наращивать конкурентоспособность национальной экономики постоянно подчеркивается на федеральном уровне, и в первую очередь президентом РФ.
Демонтаж же 90 процентов конструкций от числа имеющихся в стране прежде всего ударит по рабочим местам. Между тем эта отрасль, которая считается вспомогательной, дает работу почти 100 тысячам человек — молодым трудоспособным людям, так как в эту сферу идет в основном молодежь. Особенно пострадают молодые дизайнеры, архитекторы, технические работники. Соответственно, среди этих специалистов увеличится рост безработицы.
Столицы же и крупные города потеряют доходы, значительным источником которых для них является наружная реклама. Объем ежегодных отчислений в местные бюджеты от наружной рекламы составляет около 25 млрд руб. и дополнительно порядка 10 млрд руб. налоговых отчислений.
Для мегаполисов это еще и вопрос престижа — система информирования, в том числе с помощью рекламных щитов, обо всех сколько-нибудь значимых событиях все это время работала безотказно. Ее исчезновение существенно осложнит работу по формированию позитивной повестки, включая приглашения на фестивали и ярмарки, призванные дарить людям положительные эмоции. Лишатся этой информационной поддержки и те, кто непосредственно затевает все эти «реформы». Проблема же безопасности дорожного движения никуда не денется и будет и дальше требовать постоянного повышенного внимания.
Создавшаяся ситуация — противоречие двух отраслевых стандартов друг другу и возможное полное уничтожение отрасли — заставляет задуматься не только о том, какие последствия могут иметь те или иные предложения, но и о том, стоит ли так кардинально менять порядок регулирования отраслей экономики, пусть даже и не таких лидирующих в структуре ВВП России, как «наружная реклама». В конечном итоге отраслевое нормативное регулирование формирует общий климат в стране, влияет на конкурентоспособность экономики и ее инвестиционную привлекательность. В частности, на предстоящем Красноярском экономическом форуме планируется выработка мер по сохранению отрасли наружной рекламы. В дискуссии предполагается участие представителей органов государственной власти и местного самоуправления, регулятора индустрии, ведущих операторов наружной рекламы, инвесторов отрасли, а также ряда общественных организаций России. Президент Национальной ассоциации визуальных коммуникаций Елена Михайлова призывает: «В настоящее время особенно важно обратить внимание на перспективу долгосрочного развития индустрии наружной рекламы в условиях экономических, законодательных и технических ограничений, в частности уделить особое внимание обеспечению стабильности нормативно-правового регулирования отрасли».
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео