Войти в почту

Заоблачные проблемы «AirBaltic»: от самолетов до пилотов

Г-на Анрийса Матисса до сих пор называют «народным министром». И это вполне соответствует действительности: экс-глава министерства сообщения вникал во все, даже незначительные, нюансы своего ведомства, для «простых граждан» он был доступен, но главное – прекрасно знал, как вывести на реально международный уровень, пожалуй, «главное достояние» Латвии – национальную авиакомпанию «AirBaltic». Наш спецкор в странах Прибалтики встретился с г-ном Матиссом и получил ответы на многие интересные вопросы. - Г-н Матисс, я как пассажир, рада, что компания «AirBaltic» имеет новые самолеты Bombardier CS300, но как журналист, который выяснял нюансы о покупке этих самолетов, извините, нахожусь в недоумении. Как выяснилось, что данные самолеты Латвия (с национальной компанией) закупала у завода банкрота. Как такое было возможно? - Могу согласиться, что, действительно, бомбардиры CS300 были куплены у завода, который имел финансовые трудности. Как это происходило. Было принято решение, что наша национальная компания «AirBaltic» должна обновить «парк самолетов», и соответственно был объявлен конкурс. И в этот конкурс «попал» самолет CS300. Естественно, что все «параметры» бомбардира были прекрасно представлены, но, увы, самолета еще не было. - Простите, т.е покупали «кота в мешке»? - Я бы так не сказал, но доля истины есть. Хотя, такое иногда практикуют: есть план, когда данный самолет будет готов, есть график поставок и есть финансовый аспект. И финансы тут сыграли немаловажную роль: данный тип самолета был «недорогим» в сравнении с другими представленными самолетами на конкурсе. Было принято решение, что у «AirBaltic» будут именно эти бомбардиры. Самого самолета компания не видела. Если честно, то я не был в восторге от такого решения. Считаю, что нужно все видеть «в действии», но, увы, не я один принимал решения. А финансово закупка таких самолетов была выгодна. - Я разговаривала со многими пилотами, которые совершают полеты на этих бомбардирах. Простите, они матерились. Данный «тип» самолета совершенно «сырой». Тут уж речь идет и о безопасности пассажиров. - Я согласен с вами, но есть так, как есть. Все происходило примерно так: мы заключим договор на поставку нового хорошего самолета, а потом, через пару лет, вы его получите. Получите и увидите. Конечно, это не совсем правильно. Вот и возникали некоторые трудности. Вы же знаете, что существует много «типов» самолетов? Приходилось нашим пилотам осваивать и этот самолет. Кстати, не так давно «тот завод с финансовыми трудностями», купило предприятие, выпускающее «Airbus». - Кстати, г-н Матисс, вопрос о пилотах латвийской компании «AirBaltic». Неужели в Латвии не хватает своих пилотов, и приглашают иноземных. Это же не совсем экономично: приехал в чужую страну, снимает квартиру, государственного языка не понимает. Но главный момент: создается такое впечатление, что иноземные пилоты не пригодились в своей стране. Видимо, не слишком профессиональны. Как вы прокомментируете это? - Действительно, не только в Латвии, но и в других авиакомпаниях не хватает пилотов. В этом и причина, что ищут их «на стороне». Но сейчас наша авиакомпания открыла Академию, где обучают пилотов. И это очень хорошо. Постепенно вопрос с кадрами будет решаться положительно. Это касается пилотов. Сложнее дело обстоит со стюардессами. Их зарплата оставляет желать лучшего. И это так. Поэтому наши стюардессы уходят в другие авиакомпании, а тут никто не хочет работать. Да, такая проблема существует. И пока положительной динамике нет. - Зато глава латвийской авиакомпании г-н Мартин Гаусс получает зарплату более миллиона евро в год. Насколько я выяснила, что его рабочая неделя составляет 3-4 рабочих дня. Вы считаете, что такая зарплата норма для главы авиакомпании? - Да, этот вопрос, как я вижу, часто поднимают в СМИ. Что могу сказать? Я не считаю, что эта зарплата адекватная. Посудите сами: например, руководство немецкой авиакомпании «Lufthansa» получает примерно такую же зарплату, но это большая компания. Она имеет гораздо больше финансовых ресурсов, самолетов и т.д. И зарплата ее руководства адекватна ее работе. Наша авиакомпания гораздо меньше по любому аспекту. Конечно, зарплата г-на Гаусса несколько завышена. - Г-н Матисс, готовясь к интервью, я провела небольшой «опрос» у пилотов нашей национальной компании. Ответ был один: «Матисс – отличный был министр и хороший человек. При нем «AirBaltic» развивался, а потом….» Не секрет, что вы «ушли» не по своей воли с поста министра. В чем действительно была причина? - Причина была в инвесторах. Нашей авиакомпании нужен был инвестор. Я настаивал, что развиваться авиакомпания будет только при стратегическом инвесторе! Финансовый и стратегический инвестор – разные понятия. Стратегический инвестор думает о развитии компании, а не только о прибыли. В тот период, когда я работал министром, нашли финансового немецкого инвестора. Я был против. Я публично заявил, что данный инвестор – не самый подходящий вариант. И что получилось? Как выяснилось потом, что данный немецкий инвестор «замазан» в «панамских списках», его чуть ли не разыскивает полиция в Германии. Зачем нужен был человек с непонятной репутацией? Но премьер – министр г-жа Страуюма решила, что я не совсем прав. И я подал в отставку. Кстати, до сих пор инвестор для компании «AirBaltic» не найден! - Г-н Матисс, меня всегда интересовал вопрос: почему правительство Латвии не имеет своего «правительственного» самолета, а летает с простыми пассажирами? А как насчет престижа страны? - Престиж – дело хорошее, конечно. Но я считал, что, например, для полетов в Брюссель специальный самолет не совсем нужен. Конечно, можно арендовать или купить «правительственный самолет», но пока этого нет. Но говорить, что члены правительства летали все время с обычными пассажирами – не совсем точно. Мы арендовали самолеты для различных правительственных встреч и этого вполне хватало. - Г-н Матисс, я очень хорошо помню, что при вашем «правлении» компания «AirBaltic» летала приблизительно по 96 направлениям. Сегодня что-то около 60. Почему? - Все дело в финансах. Сегодня не очень хорошее финансовое состояние у авиакомпании. Кстати, и до меня у компании было больше направлений. Но думаю, что этот вопрос решаем. - Как вы считаете, с приходом к «власти» нового министра сообщения г-на Талиса Линкайтиса что-то изменится в авиакомпании «AirBaltic»? - Думаю, что будут изменения. Дело в том, что г-н Линкайтис – профессионал в авиации. Он же входил в правление «AirBaltic» и знает о проблемах и достоинствах авиакомпании не понаслышке. Сложно сказать, что грядет. Новый министр только начал работу. Для меня главное – развитие нашей национальной авиакомпании. Ведь, ее знают во всем мире. - Г-н Матисс, а вы не думаете о возвращении на прежний пост министра? Вы реально были на своем месте. - Спасибо, конечно. Нет, пока я не думаю. Пусть пройдет время. Сейчас у меня и так дел хватает! Но если понадобится авиакомпании моя помощь и мои консультации – всегда готов. Мы же делаем общее дело. - Благодарю за интервью. - И вашему изданию «Аргументы Недели» спасибо.

Заоблачные проблемы «AirBaltic»: от самолетов до пилотов
© Аргументы Недели