Власть в свои руки. Как жильцы наводят порядок в ЖКХ без судов и жалоб
Нынешний год для Волгоградской области ознаменовался многими новациями в сфере ЖКХ: изменилась система оплаты за тепло, начал работать региональный оператор ТКО, деньги за ресурсы поставщики стали получать напрямую от потребителей. Каким образом собственники могут эффективно защитить свои права в этих меняющихся условиях? На эти и другие вопросы ответил общественный жилищный эксперт, директор «Центра содействия участникам сферы ЖКХ», кандидат юридических наук Вячеслав Гончаренко. Обуздать тариф - Вячеслав Дмитриевич, на днях глава УФАС Игорь Артемьев заявил: жители страны по большинству услуг ЖКХ переплачивают более чем вдвое. Насколько справедливо данное заявление? - Руководитель УФАС несколько слукавил. Тарифная система в ЖКХ многоуровневая и достаточно сложная. Она складывается как из нерегулируемых тарифов, так и тарифов, которые поставщики ресурсов согласовывают с уполномоченным госорганом. Тарифная политика большинства организаций относительно прозрачна и контролируемая. Особенно в свете законодательно введённых сейчас систем ГИС-ЖКХ, в которых коммунальщики обязаны отчитываться буквально за каждый потраченный рубль. Главная проблема отрасли, на мой взгляд, совсем в другом. - В чём именно? - В том, что нормативных актов, стандартов в сфере ЖКХ так много, что они часто дублируют, а иногда и противоречат друг другу. В итоге каждая сторона: собственники МКД, управляющие организации, поставщики ресурсов - пытаются трактовать нормы исключительно в свою пользу. Конфликты возникают на пустом месте. Иногда дело доходит до абсурда. Типичный пример - законодательство в сфере установки счётчиков тепла. Только за последние три года форма расчёта за теплоресурсы менялась с подачи Минстроя РФ трижды. Дошло до того, что в конце минувшего года Конституционный суд РФ признал действовавшую в тот момент форму расчёта оплаты за тепло не соответствующей Конституции страны. Причина - явно абсурдная ситуация с расчётом платежей за тепло, при котором жильцы, установившие в квартирах индивидуальные приборы учёта, были вынуждены иногда платить даже больше, чем те собственники, кто этого не сделал. - Есть ли реальный способ ограничить рост тарифов в ЖКХ? - Наработки в этом плане есть. Например, в некоторых странах ЕС для большинства граждан, снимающих жильё по найму, действует так называемый муниципальный тариф по ЖКУ. Он находится на минимальном уровне, может не меняться годами. В него включен лишь предельный минимум работ по обслуживанию дома. Обслуживающая компания сама определяет, какой будет тариф в доме, и этот тариф фиксируется в договоре об обслуживании. Если собственники управляют своим домовым имуществом напрямую, они самостоятельно определяют и тарифы, и перечень работ. Разумеется, помимо платежей за ресурсы. Отдельные, куда более высокие, тарифы там существуют по кондоминиумам, домовым общинам, что создаются в элитных районах. Главное в рациональной тарифной политике - поменьше уравниловки и побольше здравого смысла, который бы максимально ориентировался на интересы жильцов. - Получается, чтобы выйти на другую тарифную систему, нам нужно менять жилищное законодательство? - Это неизбежно. Считаю, систему коммунальных тарифов нужно сделать максимально гибкой не только для каждого типа жилья, но и каждого субъекта страны, а то и крупного муниципалитета. К этому мы рано или поздно придём. Невозможно, скажем, определять границы тарифного роста на ЖКУ для огромных субъектов страны на год или даже больше, а потом удивляться, что в реальности вышло по-другому. «Откройте, жилинспекция» - Оправдывает ли себя система государственного и жилищного контроля в лице жилищных инспекций? - Вполне. Но здесь масса нюансов. Допустим, жилец подаёт заявление в орган жилищного контроля с жалобой - подъезд долго не моют. Но правила таковы, что если в информации заявителя нет факторов прямой угрозы жизни и здоровью людей, проверка по факту обращения может занять до 30 дней. А где гарантия, что за это время ситуация не поменяется? Совсем другой вопрос - управляющие компании, злостно нарушающие правила и договорные отношения. Контроль со стороны жилищных инспекций даёт возможность применять штрафы, а в конечном итоге и лишить недобросовестные УК права на управления домами. - Как реально отстоять свои права в сфере ЖКХ? - В регионе реализуется сразу ряд проектов, направленных на повышение коммунальной грамотности. Это и федеральный проект «Школа грамотного потребителя», и грантовые проекты по обучению, формированию института общественных жилищных инспекторов, и консультационные, правозащитные общественные центры, включая наш «Центр содействия участникам сферы ЖКХ». Но здесь я вижу одну важную проблему - огромная пассивность собственников, жильцов. Пока много людей мыслят устаревшими категориями: увидел, что двор не убирается или зелёная зона уничтожена, и начинает писать жалобы во все мыслимые инстанции. И очень удивляется, когда нет результата. Но могу вас заверить - существует масса способов найти с управляющей организацией общий язык и обязать её работать, оказывать услуги качественно и своевременно. Этому мы и стараемся научить, а в контрольно-надзорные инстанции и суды обращаемся в крайнем случае. Типичный пример: недавно ко мне обратился пожилой волгоградец, глава домового совета. Он годами безуспешно добивался от управляющей организации внести изменения в договор на обслуживание домового имущества. Собственники готовы были идти на судебные тяжбы с управляющей организацией, а то и вовсе отказаться от её услуг. После вмешательство нашего центра всё необходимое жильцам произошло в короткие сроки - договор был изменён. Собственников жилья, настроенных на активное решение проблем своего дома, становится всё больше. Уверен, именно они помогут сдвинуть многие застарелые проблемы ЖКХ с мёртвой точки. Очень бы хотелось, кстати, чтобы и в общественные жилищные инспектора приходили, обучались именно люди такой новой формации. И чтобы в ходе обучения они обретали не только экономические, финансовые, правовые, но и коммуникативные навыки. Жильцы, ТСЖ и коммунальный бизнес и жильцы не враги друг другу, а тесно взаимосвязанная система. И обязаны искать и находить общий язык. Мнение власти Татьяна Гордеева, заместитель руководителя инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области: - Техническое состояние жилого фонда, качество коммунальных услуг, начисление платы за ЖКУ - эти вопросы остаются для жителей нашего региона самыми актуальными с точки зрения защиты их прав. Также собственников особо волнуют такие моменты, как выбор способа управления многоквартирным домом, деятельность управляющих организаций, ТСЖ. Куда обращаться по вопросам ЖКХ Инспекция Государственного жилищного надзора Волгоградской области (Госжилнадзор). Волгоград, ул. Козловская, д. 39а, тел.: (8442) 35-21-50, 35-21-45. Управление «Жилищная инспекция Волгограда». Волгоград, ул. Козловская, д. 39а, тел. (8442) 39-70-23. Горячая линия: 39-70-15; uzhiv@volgadmin.ru. Отдел муниципального жилищного контроля администрации Волжского. Волжский, ул. 19-го Партсъезда, 30, тел.: (8443) 41-31-62 (приёмная), 41-31-51, 41-51-63 (отдел МЖК); kogd2012@mail.ru. Общественная приёмная по вопросам ЖКХ и Центр информационной поддержки реформы ЖКХ. Волгоград, ул. Голубинская, 1, тел.: (8442) 35-27-31. Филиал общественной приёмной по вопросам ЖКХ в Волжском. Волжский, пр. Ленина, д. 59, тел.: (8443) 31-24-10, 8-960-886-71-11. Материал подготовлен в рамках проекта «Умная коммуналка»