Войти в почту

Власть в свои руки. Как жильцы наводят порядок в ЖКХ без судов и жалоб

Нынешний год для Волгоградской области ознаменовался многими новациями в сфере ЖКХ: изменилась система оплаты за тепло, начал работать региональный оператор ТКО, деньги за ресурсы поставщики стали получать напрямую от потребителей. Каким образом собственники могут эффективно защитить свои права в этих меняющихся условиях? На эти и другие вопросы ответил общественный жилищный эксперт, директор «Центра содействия участникам сферы ЖКХ», кандидат юридических наук Вячеслав Гончаренко. Обуздать тариф - Вячеслав Дмитриевич, на днях глава УФАС Игорь Артемьев заявил: жители страны по большинству услуг ЖКХ переплачивают более чем вдвое. Насколько справедливо данное заявление? - Руководитель УФАС несколько слукавил. Тарифная система в ЖКХ многоуровневая и достаточно сложная. Она складывается как из нерегулируемых тарифов, так и тарифов, которые поставщики ресурсов согласовывают с уполномоченным госорганом. Тарифная политика большинства организаций относительно прозрачна и контролируемая. Особенно в свете законодательно введённых сейчас систем ГИС-ЖКХ, в которых коммунальщики обязаны отчитываться буквально за каждый потраченный рубль. Главная проблема отрасли, на мой взгляд, совсем в другом. - В чём именно? - В том, что нормативных актов, стандартов в сфере ЖКХ так много, что они часто дублируют, а иногда и противоречат друг другу. В итоге каждая сторона: собственники МКД, управляющие организации, поставщики ресурсов - пытаются трактовать нормы исключительно в свою пользу. Конфликты возникают на пустом месте. Иногда дело доходит до абсурда. Типичный пример - законодательство в сфере установки счётчиков тепла. Только за последние три года форма расчёта за теплоресурсы менялась с подачи Минстроя РФ трижды. Дошло до того, что в конце минувшего года Конституционный суд РФ признал действовавшую в тот момент форму расчёта оплаты за тепло не соответствующей Конституции страны. Причина - явно абсурдная ситуация с расчётом платежей за тепло, при котором жильцы, установившие в квартирах индивидуальные приборы учёта, были вынуждены иногда платить даже больше, чем те собственники, кто этого не сделал. - Есть ли реальный способ ограничить рост тарифов в ЖКХ? - Наработки в этом плане есть. Например, в некоторых странах ЕС для большинства граждан, снимающих жильё по найму, действует так называемый муниципальный тариф по ЖКУ. Он находится на минимальном уровне, может не меняться годами. В него включен лишь предельный минимум работ по обслуживанию дома. Обслуживающая компания сама определяет, какой будет тариф в доме, и этот тариф фиксируется в договоре об обслуживании. Если собственники управляют своим домовым имуществом напрямую, они самостоятельно определяют и тарифы, и перечень работ. Разумеется, помимо платежей за ресурсы. Отдельные, куда более высокие, тарифы там существуют по кондоминиумам, домовым общинам, что создаются в элитных районах. Главное в рациональной тарифной политике - поменьше уравниловки и побольше здравого смысла, который бы максимально ориентировался на интересы жильцов. - Получается, чтобы выйти на другую тарифную систему, нам нужно менять жилищное законодательство? - Это неизбежно. Считаю, систему коммунальных тарифов нужно сделать максимально гибкой не только для каждого типа жилья, но и каждого субъекта страны, а то и крупного муниципалитета. К этому мы рано или поздно придём. Невозможно, скажем, определять границы тарифного роста на ЖКУ для огромных субъектов страны на год или даже больше, а потом удивляться, что в реальности вышло по-другому. «Откройте, жилинспекция» - Оправдывает ли себя система государственного и жилищного контроля в лице жилищных инспекций? - Вполне. Но здесь масса нюансов. Допустим, жилец подаёт заявление в орган жилищного контроля с жалобой - подъезд долго не моют. Но правила таковы, что если в информации заявителя нет факторов прямой угрозы жизни и здоровью людей, проверка по факту обращения может занять до 30 дней. А где гарантия, что за это время ситуация не поменяется? Совсем другой вопрос - управляющие компании, злостно нарушающие правила и договорные отношения. Контроль со стороны жилищных инспекций даёт возможность применять штрафы, а в конечном итоге и лишить недобросовестные УК права на управления домами. - Как реально отстоять свои права в сфере ЖКХ? - В регионе реализуется сразу ряд проектов, направленных на повышение коммунальной грамотности. Это и федеральный проект «Школа грамотного потребителя», и грантовые проекты по обучению, формированию института общественных жилищных инспекторов, и консультационные, правозащитные общественные центры, включая наш «Центр содействия участникам сферы ЖКХ». Но здесь я вижу одну важную проблему - огромная пассивность собственников, жильцов. Пока много людей мыслят устаревшими категориями: увидел, что двор не убирается или зелёная зона уничтожена, и начинает писать жалобы во все мыслимые инстанции. И очень удивляется, когда нет результата. Но могу вас заверить - существует масса способов найти с управляющей организацией общий язык и обязать её работать, оказывать услуги качественно и своевременно. Этому мы и стараемся научить, а в контрольно-надзорные инстанции и суды обращаемся в крайнем случае. Типичный пример: недавно ко мне обратился пожилой волгоградец, глава домового совета. Он годами безуспешно добивался от управляющей организации внести изменения в договор на обслуживание домового имущества. Собственники готовы были идти на судебные тяжбы с управляющей организацией, а то и вовсе отказаться от её услуг. После вмешательство нашего центра всё необходимое жильцам произошло в короткие сроки - договор был изменён. Собственников жилья, настроенных на активное решение проблем своего дома, становится всё больше. Уверен, именно они помогут сдвинуть многие застарелые проблемы ЖКХ с мёртвой точки. Очень бы хотелось, кстати, чтобы и в общественные жилищные инспектора приходили, обучались именно люди такой новой формации. И чтобы в ходе обучения они обретали не только экономические, финансовые, правовые, но и коммуникативные навыки. Жильцы, ТСЖ и коммунальный бизнес и жильцы не враги друг другу, а тесно взаимосвязанная система. И обязаны искать и находить общий язык. Мнение власти Татьяна Гордеева, заместитель руководителя инспекции Государственного жилищного надзора Волгоградской области: - Техническое состояние жилого фонда, качество коммунальных услуг, начисление платы за ЖКУ - эти вопросы остаются для жителей нашего региона самыми актуальными с точки зрения защиты их прав. Также собственников особо волнуют такие моменты, как выбор способа управления многоквартирным домом, деятельность управляющих организаций, ТСЖ. Куда обращаться по вопросам ЖКХ Инспекция Государст­венного жилищного надзора Волгоградской области (Госжилнадзор). Волгоград, ул. Козловская, д. 39а, тел.: (8442) 35-21-50, 35-21-45. Управление «Жилищная инспекция Волгограда». Волгоград, ул. Козловская, д. 39а, тел. (8442) 39-70-23. Горячая линия: 39-70-15; uzhiv@volgadmin.ru. Отдел муниципального жилищного контроля администрации Волжского. Волжский, ул. 19-го Партсъезда, 30, тел.: (8443) 41-31-62 (приёмная), 41-31-51, 41-51-63 (отдел МЖК); kogd2012@mail.ru. Общественная приёмная по вопросам ЖКХ и Центр информационной поддержки реформы ЖКХ. Волгоград, ул. Голубинская, 1, тел.: (8442) 35-27-31. Филиал общественной приёмной по вопросам ЖКХ в Волжском. Волжский, пр. Ленина, д. 59, тел.: (8443) 31-24-10, 8-960-886-71-11. Материал подготовлен в рамках проекта «Умная коммуналка»