Войти в почту

Во времена СССР в Находке был центр по выпуску дальневосточной консервированной морской продукции. Качество ее было не всегда на уровне, но количество такое, что консервами дальневосточной кильки в томате закусывали и в столицах союзных республик, и в деревнях с аулами бывшей необъятной родины. Вся эта продукция выпускалась на БАМРе – базе активного морского рыболовства. Как пишет VladNews, его главное здание до сих пор поражает своим размахом. Но от былой славы осталась только неординарная по тем временам надпись на центральном входе, да и то без одной буквы «л» в первом слове - «Cлава светлому уму золотым рукам рабочих». Причалы Находки последние годы меняли свое предназначение для вывоза и были последовательно завалены металлоломом, круглым лесом, и последние года три – углем. Уголь насыпан повсюду. А все, что было светлым от угля потемнело. Причем уголь измельченный, так как даже в странах третьего мира, куда его вывозят (не говоря уже о цивилизованных грузополучателях в Японии, Китае, Кореи) выгрузка его идет вакуумным методом. А вот погрузка в портах Находки – открытым. Угольные партии готовят непосредственно на причалах и на всех этапах образуется всепроникающая пыль. При выгрузке из вагонов, при чистке от сторонних предметов, при дроблении до товарного размера, при постоянном переваливании во избежание слеживания, при хранении в гигантских кучах, при погрузке в сухогруз… В Находке сильные ветра, там даже рекламные плакаты-перетяжки сделаны с громадными вырезами для уменьшения «парусности». И вот эти ветра разносят угольную пыль по всему городу. Особенно зимой, когда влажность при замершем море приближается к нулевой отметке…После нескольких лет отчаянных призывов в СМИ и на митингах владельцы стивидорных компаний пошли на уступки и потратились на ветрозащитные щиты и поливальные машины. О численности установок, вырабатывающих зимой снег, а в теплое время – водяную пыль (по-научному - циклонные системы аспирации воздуха) и покрывающие угольные залежи твердой коркой «угольные» предприниматели рассказывают фантастические истории, что их счет идет на сотни штук на каждый причал. Реально работающих можно увидеть единицы. Что до ветрозаграждений – они стоят, на некоторых даже висят какие-то материалы ярких цветов. При громадных кучах угля и ветре выше 20 м/с они сродни по функционалу оградам для клумб в местном парке культуры. А нынешней зимой, когда осадков почти не было действие установок по созданию снега местные жители видели только перед приездами различных комиссий и для покрытия угольной пыли, развеянной по близлежащим территориям и льду залива. Масштаб угольных куч поражает – гусеничный экскаватор похож на забытую игрушку в детской песочнице. Из всех возможных наилучших доступных технологий (НДТ –это термин, который любят использовать руководители Минприроды России) для выгрузки вагонов и погрузки пароходов используют грейферы – краны с пылящими на ветру ковшами. Город не прост дышит углем, он им пропитался. Самые престижные квартиры с видом на море стали наименее востребованными. Не спасают даже стеклопакеты. Нас долго пугали «патриоты», что китайцы скупят наш Дальний Восток и займутся выживанием русских с приглашением китайцев как массовой рабочей силы. Но владеют этими стивидорами (перевалочными компаниями) граждане России, причем некоторые даже коренные жители Приморского края. Вот как о них пишут на сайте RedDvl (текст с сокращениями и купированием оскорбительных высказываний): Крупнейшим угольным стивидором в Находке является дочерняя компания металлургической группы Evraz Group - "Евраз Находкинский морской торговый порт" (сейчас она продана напрямую акционерам Evraza). Ее владельцы - равноудаленные олигархи Роман Абрамович (в представлении не нуждается, краса и гордость Ресурсной Федерации), Александр Абрамов (построивший пару лет назад себе за несколько десятков миллионов долларов роскошную виллу в Новой Зеландии - тихо, уютно, хорошая экология), Евгений Швидлер, чья гигантская яхта недавно загородила жителям Нью-Йорка вид на статую Свободы и Александр Фролов. ….Однако, от них не отстают и региональные "игроки". Например, ОАО "Терминал Астафьева", принадлежащий тоже хорошим русским людям - семейному клану Кондратовых. О ситуации в городе пишут и снимают последние года два. Один юный горожанин неожиданно и, конечно же, самостоятельно пробился на эфир в июне 2017 года к президенту страны и спросил, как жить с угольной пылью при перегрузке открытым способом (технически подкованный оказался случайный школьник). Президент обещал разобраться. После этого угольные стивидоры зашевелились и в свою очередь пообещали уйти из центра города в 2021 году... Мол пока другой альтернативы нет – экологическое варварство обеспечивает конкурентность российского угля в мире. Однако, при общем ужасе вдруг прессой была обнаружена разумная альтернатива, предложенная Кузбассразрезуголь при организации Восточной стивидорной компании. (а может и наоборот – сначала появилась разумная альтернатива, а потом стали писать и говорить об угольном ужасе). Но вот как прямо и , конечно же по-журналистски честно, без всякого давления (и упаси Бог спонсорства) опубликовали на одном популярно-демократичном интернет-ресурсе : «На терминале «Восточный Порт» уголь грузят без шума и пыли» А ведь это поселок Врангель, часть «большой» Находки, даже градоначальник у них один! Значит можно? На территорию, понятное дело, не пустили – никто же не ждал, не встречал. Но вокруг много удобных площадок обозрения, откуда увидели … опять те же краны, те же кучи, ту же недостроенную ветрозащиту и, увы, ту же пыль… Чтобы не было сомнений, что вагоны разгружают грейферами – подобрались поближе, в момент, когда ковш погружен в вагон. Т.е. все статьи в защиту экологии, весь наезд на стивидоров в Находке был нужен для того, чтобы уничтожить конкурентов под третий этап строительства в порту Восточный. Чтобы весь уголь везли теперь только сюда. Это как раз и произойдет в 21 году. А этот порт тоже рядом с жильем людей. Одна плитка в городе говорит сама за себя. А обычно сияющая чистотой заправка «Роснефти» здесь выглядит сильно потасканной. Разница как между офицером перед парадом на Красной площади и партизаном, живущим не меньше года в лесах Смоленщины… Три фирменных флага даже как тряпки для мытья машин, требуют стирки. То, что это не заштатная заправка, говорит и расположенная рядом вертолетная площадка «Роснефти». На ней появляется сам Игорь Иванович, когда инспектирует строительство ВНХК. Объект моют и протирают не реже раза в неделю. Как отрезал пыльный от угля кассир: «Вчерась с щеткой и порошком упражнялись». На весь расхваленный порт удалось заметить две работающие водяные пушки. Они рядом с алюминиевым ангаром (левый верхний угол фото), где, вероятно, греют вагоны со смёрзшимся сибирским угольком. Кстати, из открытых вагонов не менее 10% угля улетает (без кавычек!) при транспортировке. В «зеленом домике» по версии администрации порта переворачивают для разгрузки вагоны. Но похоже это происходит, когда приезжают комиссии или «официальные» журналисты. Возможно, все эти умные машины и могут работать, даже загружать уголь в сухогрузы по ленточному конвейеру. Вероятно, это, если верить репортажам неподкупной московской прессы и спасет экологию в светлом будущем. Но выдающиеся механизмы большее время своей жизни простаивают. Скорее всего их работа требует квалифицированных специалистов и сама по себе сильно затратна. Впрочем, схема использования таких изобретений имеет глубокие исторические корни и исконно русское название «потемкинские деревни». Последнее время порт основные работы вообще ведет ночами. Жители считают, чтобы меньше было видно, как он работает. Но, а вот как фильтруется вода, стекающая по угольным залежам, видно по прибою. В бухточках рядом угольный песок. Как на дне, так и по линии волн. Темная полоса в воде, вдоль линии прибоя – это угольная взвесь. Расчет на порт Восточный был в том, что жители (около 2 тыс. взрослого населения), в основном занятые в порту, будут молчать. Зарплата докеров чистыми сейчас превышает 100 тыс.руб. Недовольных тут же увольняют, и других объектов занятости в округе нет. А то, что на такой работе не многие доживают до пенсии как ни странно не очень заботит само население. Даже вспышки легочных заболеваний, в том числе среди детей, в отличие от центра Находки, во Врангеле не подвигают людей на возмущение. И это при том, что Восточный планирует многократно увеличить перевалку с нынешних 17 млн.тонн отгрузки угля в год. Местная власть, в заботе о здоровье жителей поверх старых запретительных объявлений с заботой об экологии пляжей прикрутила новые, обремененные заботой о здоровье. Слава Богу на них нет угрозы штрафа… Все это следствие неуемной жадности отечественных капиталистов. Им хочется хапнуть сразу и много. Все стивидоры даже в развернувшейся междоусобной войне твердят одно – экологическая безопасность сделает российский уголь неконкурентоспособным. Типа, закрытые хранилища удорожают строительство причалов вдвое. Но русский уголь в отличие от металлолома имеет долгосрочную перспективу. Конкуренцию ему на Тихом океане мог бы создать австралийский или северокорейский продукт. Но работать с Северной Кореей после санкций ООН рискуют только совсем отчаянные. А перспективы австралийского угля после осуждения их правительством планов Китая по контролю над Южно-Китайским морем вылились в стоянку австралийских сухогрузов в ожидании разгрузки в китайских портах от месяца и более. Япония, отказавшись от атомной энергетики, просто падает в объятия угольщиков. (или кто-то всерьез верит в альтернативу приливных электростанций?) Владельцы угля должны признать – их продажи на рынке АТО гарантированы на многие годы вперед. Закрытые причалы для угля, расположенные рядом с населенными пунктами – общемировая практика. По статистике это более ¾ всех угольных портов мира. И в России есть пример – порт Усть-Луга. Как говорил один бывший министр финансов России: «Делиться надо». И если здесь постепенно забывают о светлом уме рабочих, то о черной душе капиталистов можно не напоминать. И как-то уже не верится в искренность победных рапортов из порта Восточный. Да и люди несомненно дороже любых денег. Или в погоне за покупкой очередной яхты или усадьбы опять начали рассуждать как в былые времена: «Бабы еще нарожают»? Есть и другой «светлый путь». На том же Дальнем Востоке на бывшую военную базу в порту Суходол, где нет ни одного жителя, заходит холдинговая компания «СДС-Уголь» (отраслевой холдинг АО ХК «Сибирский Деловой Союз»). В этом месте угольная пыль никому, кроме выживших за полвека военных тренировок обитателей моря не помешает. Здесь нет даже вездесущих баз отдыха. Более, чем в десяти километрах, за сопками начинается поселок «Большой Камень». Впрочем, это не отменяет реального применения экологически проверенных технологий, что сразу заложено проектом. Правда сам проект далеко не гарантия. И может получиться как во Врангеле – когда после небольшого шторма на пляже вместо гниющих водорослей будет чистая угольная крошка.

Слава светлому уму
© Аргументы Недели