Войти в почту

Роскошь человеческого общения. Неужели цифровые услуги стали уделом бедных?

Газета The New York Times опубликовал колонку с интересным тезисом: потребление цифровых услуг — это признак бедности. По мнению автора, человек малоимущий, если врач консультирует его по интернету, а не в ходе личной встречи. Бедный, если дети учатся онлайн, а не у оффлайновых преподавателей. Неужели она права, и человеческое общение в наше время стало роскошью, за которую нужно много платить? Эксклюзивные, очень дорогие, малодоступные вещи или привилегии всегда становятся объектом внимания элит, которые делают их подтверждением высокого уровня жизни. На них стараются равняться остальные, пытающиеся за минимальную стоимость повысить градус своей социальной значимости. Социальные маркеры постоянно меняются — как только цветные телевизоры появились в каждом советском доме, наиболее чувствительные к конъюнктуре личности побежали покупать видеоплееры. Мода и желание доказать свой высокий социальный статус заставляет нас брать кредиты, чтобы купить машину не хуже, чем у соседа, или новенький iPhone, чтобы успешно конкурировать с подружкой. Но как только наступает пресыщение, относящие себя к элите люди перестают интересоваться предметами недавней роскоши. То, что есть у всех, уже не может поднимать твою самооценку и вызывать зависть у окружающих. Этот процесс в отношении цифровых услуг подметила репортер американского издания New York Times Нелли Боулз. Она написала, что в повседневной жизни онлайн-услуги стали признаком бедности, а не богатства, и состоятельные люди перестали ими интересоваться. По ее мнению, роскошью является человеческое общение, а не лишенное даже проблесков эмоций взаимодействие даже с самым отзывчивым модератором или предельно продуманной системой услуг. Колумнист считает, что богатые люди сейчас делают все возможное, чтобы «остаться за кадром». Она рассказала историю пожилого мужчины по имени Билл Ланглуа из Сан-Франциско, чей мир сократился до размера квартиры и единственного собеседника — электронного кота по имени Сокс. Гаджет контролируют сотрудники компании, которые удаленно присматривают за 68-летним мужчиной. Виртуального партнера пенсионер получил в рамках программы здравоохранения Element Care. Она рассчитана на малоимущих американцев, у которых на счету не должно быть больше двух тысяч долларов (129 тысяч рублей). Ланглуа не может позволить себе платные консультации и помощь врачей или соцработников, но ему, несмотря на бедность, доступна онлайн-услуга. Поэтому человеческое взаимодействие у новой элиты становится все более востребованным, дорогостоящим видом услуг. Оффлайн-контакты выходят на новый уровень необходимости, особенно с учетом исследований специалистов, утверждающих, что экраны гаджетов крадут у нас общение с миром, выхолащивая социальные и семейные связи. Богатые люди склонны следить за своим здоровьем, чтобы максимально продлить обеспеченную жизнь. Поэтому они были встревожены сообщениями о задержках в развитии и преждевременном истончении коры головного мозга детей, проводящих около экранов более двух часов. Состоятельные родители теперь отдают своих отпрысков в школы, где они лично общаются с педагогами, максимально сокращая взаимодействие с различными устройствами. Появившиеся на заре цифровизации пейджеры были важны как сами по себе, так и как показатель статуса его владельца, ибо устройство стоило дорого. Затем появились сотовые телефоны, которые полтора десятилетия царили на ярмарке тщеславия. Но постепенно они становились все дешевле, доступнее, и сейчас уже не являются символом достатка и успеха. Нелли Боулз в своем тексте сослалась на исследование, проведенное консалтинговой компанией «Институт роскоши». Социологи выяснили, что расходы на покупки снизились по сравнению с тратами на путешествия или походы в ресторан. Исполнительный директор «Института роскоши» Милтон Педраза заявила, что этот факт является прямым следствием широкого распространения гаджетов. Постепенно становится важен и интересен сам человек, его эмоции или действия. И некоторые компании уже отреагировали на это веяние времени, пытаясь сделать контакт с потребителями более человечным. Источник фото: общественное достояние В действительности компьютерные программы плотно интегрированы в повседневную жизнь. Мы заказываем в онлайне продукты, одежду, общаемся с родственниками и занимаемся с репетиторами. Уже не обязательно ходить в кино или театры, чтобы увидеть премьеру, можно посмотреть сериал с лучшей подругой, перекидываясь мнением о происходящем через мессенджер. Постепенно входит в обиход телемедицина, а школьники отдаленных регионов могут позволить себе пройти удаленные курсы перед поступлением в столичный вуз. Но Россия пока занимает лишь девятое место в десятке стран с самыми развитыми цифровыми услугами. Возможно, прогноз американского репортера нас пока не касается или вовсе не так уж страшен? Во всяком случае, так думает профессор психологии Андрей Зберовский. В беседе с «360» он заявил, что нам следует учитывать огромный сегмент людей, которые живут в деревнях и поселках и у которых в принципе нет доступа к интернету и цифровой связи. «Во-первых, качественный уровень связи далеко не всем доступен. Во-вторых, востребованные специалисты в области педагогики, психологии и медицины берут за свои онлайн- и оффлайн-услуги одинаково. Время богатых людей, которые хорошо зарабатывают, дорого. Они предпочтут получить консультации онлайн и сэкономить время на поездку к специалисту под другие задачи», — сообщил эксперт. По его мнению, в ведущих городах мира стоимость цифрового сегмента услуг вполне сопоставима с расценками на консультации с живым общением. «Понятное дело, что человеческое общение имеет свой определенный шарм и ауру, которых не имеет цифровое. Но я что-то сомневаюсь, что это услуга для бедных. В ближайшие три-пять лет цифровые услуги придут в каждый дом, но и тогда найдутся более дорогие или более дешевые специалисты», — отметил Андрей Зберовский. По его мнению, будущее за онлайн-услугами, которые позволяют консультировать с высокой степенью комфортности. Тем более что россияне уже начали привыкать к такому формату услуг. Заведующая лабораторией Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина сообщила «360», что в России эта проблема если когда-нибудь и появится, то в далеком будущем. «У нас онлайн-сектор вообще пока недостаточно развит. К нам это не применимо. Электронный формат услуг играет решающее значение для регионов, особенно учитывая их разную степень развития. Это важная тема, которую надо продвигать. Дети могут удаленно заниматься с отличным репетитором, больные получают услуги телемедицины. В будущем онлайн- и оффлайн-услуги смогут дополнять друг друга, с учетом конкретных случаев», — резюмировала Елена Гришина.

Роскошь человеческого общения. Неужели цифровые услуги стали уделом бедных?
© 360tv.ru