Войти в почту

Соломоновы острова: реконструкция и геополитика

Соломоновы острова являются крупнейшим по площади островным (точнее говоря, находящемся на архипелаге) государством Тихого океана, простирающимся примерно на 1500 км с востока на запад и состоящим из почти 1000 островов, крупнейшими из которых являются Гуадалканал, Малаита и новая Джорджия (в западной провинции). Население по состоянию на 2016 год составляет порядка 600 тыс. жителей, что по меркам Океании – приличная цифра. Это третье место после Папуа – Новой Гвинеи и Фиджи. Основная часть населения проживает на островах Малаита и Гуадалканал, самый плотно заселенный остров – Малаита, он же при этом во всем мире печально известен благодаря межплеменным распрям из-за земли. Быстрый экономический рост на Соломоновых островах делает еще более актуальным решение транспортной проблемы. Восстановление на японские деньги На Соломоновых островах имеется 28 аэропортов, из которых 10 являются государственными (в том числе крупнейшие аэропорты Хендерсон – Хониара, Мунда и Гизо), остальные – общинными, крупнейший из которых – Ауки на Малаите. В 2016 году было учреждено государственное предприятие Solomon Islands Airports Corporation Limited (SIACL), в которое в настоящий момент планируют передать аэропорты Хониара, Мунда и Гизо. Единственный международный аэропорт страны – Хониара, играющий роль национального хаба. Аэропорт в плохом состоянии, рулежная дорожка настолько изношена, что некоторые авиакомпании планируют остановить сообщение. Если это будет так, Соломоновы Острова постигнет судьба Вануату, экономика которого пострадала очень серьезно из-за прекращения многих рейсов. В 2014 году аэропорт Хониара был затоплен паводком. В настоящий момент существует соглашение с Японским агентством международного сотрудничества о предоставлении грантовой помощи в размере $39,4 млн для модернизации аэропорта Хониара. Предполагается восстановить существующую рулежную дорожку и перрон, расширить международный и внутренний перроны, построить соединительную рулежную дорожку, установить новую систему освещения, реконструировать здание международного терминала, построить здания терминала отправления, построить дамбу, дренажные системы. Проект предполагается завершить в сентябре 2021 года. Доноры с Юга Правительство Соломоновых островов в Национальном транспортном плане (НТП) на 2017-2036 годы и Национальном инвестиционном плане в области инфраструктуры (2013 год) уделяет первоочередное внимание модернизации аэропорта Мунда для обслуживания международных рейсов. Аэропорт расположен на острове Нью-Джорджия, Западная провинция, его модернизация будет способствовать развитию туризма и поддерживать переработку рыбы в Норо. Также это будет альтернативный аэропорт для столицы государства Хониары в случае чрезвычайных ситуаций. Новая Зеландия профинансировала восстановление взлетно-посадочной полосы в Мунде. Модернизация Мунды входит в Региональную Тихоокеанскую инвестиционную программу в области авиации, которая рассчитана на сумму $226 млн, осуществляемую под руководством Всемирного банка при поддержке партнеров-доноров Австралии и Новой Зеландии. В результате реконструкции аэропортов Мунда и Хониара Соломоновы острова имеют шансы превратиться в региональный авиатранспортный хаб, составив конкуренцию Фиджи, за которым сейчас закреплена эта функция (причем не только по Меланезии, но и по некоторым рейсам в аэропорты стран Микронезии и даже Полинезии). Инвестиции в развитие этих аэропортов оцениваются в $36 млн. Большую часть при этом будут привлекать на региональном уровне, вероятнее всего, этим будут заниматься племенные общины. Вожди и дороги Дороги на Соломоновых островах представляют не меньшую проблему, чем аэропорты, если не сказать, что большую. Протяженность дорожной сети составляет примерно 1694 километра, из которых лишь 126 километров (7,5%) имеют покрытие. 66% дорожной сети и всех закрытых дорог расположены в двух провинциях – Гуадалканале и Малаите. По оценкам, только 20% населения имеют доступ к дорогам, большинство из которых расположены вдоль побережья. Ключевые приоритеты – ремонт существующих дорог и постройка новых вглубь островов, где земли находятся во власти племенных вождей. В Национальном транспортном плане на 2017-2036 годы отмечается необходимость повышения климатической устойчивости дорожной сети. Азиатский банк развития (АБР) и австралийский департамент иностранных дел и торговли (ДФАТ) совместно оказали помощь в совершенствовании дорожной и мостовой инфраструктуры через Национальный транспортный Фонд (НТФ) в рамках проекта развития транспортного сектора (TSDP, 2011-2017) и программы инвестиций в устойчивую транспортную инфраструктуру (STIIP, 2016-2021). Кроме того, в середине прошлого года была создана Центральная группа по осуществлению проектов для управления всей деятельностью в транспортном секторе. Интернет-связь Инвесторы пришли к относительному консенсусу по поводу того, кто будет вкладывать деньги в транспортные проекты на Соломоновых островах: это Азиатский банк развития, Япония, Австралия, Новая Зеландия, возможно, Китай. С племенными вождями вопросы относительно урегулированы. А вот по поводу прокладки интернет-кабеля пришли в жесткое противоречие интересы Китая и Австралии. В 2018 году правительство Австралии направило делегацию в Хониару, чтобы подтвердить соглашение о строительстве подводного интернет-кабеля из Австралии на Соломоновы острова. Правительство Австралии не скрывало то, что решение прокладывать интернет-кабель было продиктовано борьбой с усилением влияния на Соломоновых островах Китая. Заместитель министра иностранных дел и торговли Австралии Пенни Уильямс пообещал премьер-министру Соломоновых островов Рике Хоуенипвеле, что Австралия установит проект фактически за свой счет, лишь бы это не сделала китайская телекоммуникационная компания Huawei. Первоначально планировала установить кабель именно эта компания, которую, как известно, сильно не любят в западном мире. Геополитическое соперничество Такая борьба с Китаем в области телекоммуникаций вызвана даже не столько давлением на компанию Huawei, сколько более глобальными интересами: Китай собрался создавать в регионе военную базу, проведя предварительные обсуждения с граничащим с Соломоновыми островами Вануату. Правительство Вануату отрицает факт официальных переговоров, но премьер-министр Австралии Малькольм Тернбулл предупредил, что региональная стабильность будет под угрозой в случае появления в Меланезии и вообще в Океании иностранных военных баз. Интернет-кабель планируется тянуть из Австралии на Соломоновы острова и Папуа – Новую Гвинею в рамках правительственной австралийской программы официальной помощи в целях развития – это часть официальной политики правительства Тернбулла по активизации присутствия в Тихоокеанском регионе. Австралийские аналитики не скрывают своих опасений того, что если план сорвется, ниша будет заполнена Китаем. По словам исполнительного директора Австралийского института стратегической политики Питера Дженнингса: «Кабельный проект показывает, что правительство наконец просыпается. Если правительство ничего не предпримет, мы можем увидеть, как большая часть Меланезии попадет в сферу влияния Китая». Монтаж кабеля планируется завершить к концу 2019 года. Проект, безусловно, еще более укрепит позиции Австралии в Меланезии. Австралия является в регионе доминирующей державой, однако ее доминирование было поставлено под угрозу после того, как Пекин приступил к финансированию ряда инфраструктурных проектов в таких странах, как Фиджи, Тонга, Самоа и Вануату, из которых Фиджи и Вануату относятся к Меланезии, а остальные две – достаточно по местным меркам близко к региону. По словам Дженнингса: «Австралийское правительство довольно долго рассматривало Тихий океан как проблему второго порядка. Это неприятный сюрприз, что Китай так всесторонне продвинулся в регион с таким количеством денег». Автор: Роман Мамчиц

Соломоновы острова: реконструкция и геополитика
© Инвест-Форсайт