Войти в почту

Школьники показали свои разработки на фестивале Profest в Москве

МОСКВА, 22 марта. /ТАСС/. Российские школьники в ближайшие годы будут все больше участвовать в развитии цифровой экономики страны - соответствующий нацпроект предусматривает множество мероприятий для будущих технологических лидеров. Однако начинать с нуля эту работу не придется - уже сейчас в России есть ребята, которые могут собрать и запрограммировать собственный беспилотник или придумать робота для самых необычных целей. Школьники и студенты из разных уголков страны привезли свои решения на одно из крупнейших в Европе событий в сфере робототехники - всероссийский технологический фестиваль Profest (до 2017 года - "Робофест"), проходивший в Москве с 20 по 22 марта. В этом году участие в фестивале принимают 5 тыс. ребят из 70 регионов России. Организацией фестиваля занимается фонд Олега Дерипаски "Вольное дело", который с 2008 года реализует программу под названием "Робототехника" по формированию инженерно-технических навыков у ребят от 6 до 26 лет при поддержке Министерства просвещения РФ и Агентства стратегических инициатив. Гонки беспилотников и танцы андроидов На фестивале проходят соревнования в различных сферах. Беспилотные машинки на время самостоятельно проезжают по лабиринту из коридоров от точки А к точке Б, объезжая препятствия и останавливаясь на светофорах. Команды, создавшие машинки, внимательно следят за процессом, пытаясь подсказать роботам, в какую сторону повернуть и где остановиться. По действующим правилам вмешаться они не могут - беспилотники должны преодолевать все препятствия самостоятельно, но азарт от этого только больше: инженеры радуются каждому верному движению механизма - обнимаются, прыгают и кричат "ура". Однако не у всех поездки проходят гладко - одна из машин застряла, зацепив светофор ковшом. Зачем этой машине ковш, выяснить не удалось - видимо это какая-то задумка маленьких гениев на будущее, но на белой, размеченной черными полосами дороге он оказался ни к чему. Хотя если модифицировать эту машину, она могла бы соревноваться уже на другой площадке, где роботы чуть побольше собирают и сортируют мусор. Напротив расположена зона летающих беспилотников - пространство для них огорожено сеткой, как на серьезных соревнованиях. Юный инженер Максим, приехавший на фестиваль из Рязани, готовит к первому полету на соревнованиях свой маленький квадрокоптер, который он несколько месяцев собирал и программировал с друзьями. Полет прошел удачно, но до лидеров конкурса ребятам пока далеко. Рядом - пространство для роботов-андроидов. На всемирно известных технологических выставках, таких как Mobile World Congress в Барселоне или IFA в Берлине, серьезные глобальные компании показывают, как роботы дерутся, танцуют или играют в футбол. Разработки российских школьников тоже так умеют - создатели обучают их новым навыкам прямо на фестивале. Вдохновение рядом Помимо уже привычных беспилотников и андроидов, на фестивале много изобретений, по виду которых сложно понять их предназначение. Однако дети руководствуются собственным опытом и видят возможности для творчества в неожиданных направлениях. Десятилетний Вася из Сочи разработал систему транспортировки грузов по канатной дороге. "Для перевозки по канатной дороге груз упаковывается в ящик определенного цвета в зависимости от его хрупкости. Система распознает цвет ящика и направляет его по нужному маршруту. Так, если груз хрупкий, то ящик будет направлен по более пологому пути", - рассказывает он, переключая рычажки на сложной системе. Юре из Москвы семь лет, и он вместе с другом создал устройство, которое может делать фигурки разной формы из пластичного материала. "Это устройство будет полезно в кулинарии - например, можно сделать печенье в форме птичек. Также его можно будет использовать в строительстве и много где еще", - поясняет юный изобретатель. На первый взгляд механизм напоминает недостроенный кукольный домик из "Лего" с подъемным краном и коробочкой внутри. Поскольку это прототип, то лепить он пока умеет только плоские квадратики, уточняет создатель механизма. Выросший на ферме в Краснодарском крае Сережа, который сейчас учится в 11-м классе, разработал "умное" хранилище для тыкв, рассказывает научный руководитель образовательных проектов "Вольное дело" Елена Аксенова. "Специализация регионов дает ребятам контекст для применения тех или иных компетенций в сфере цифровых технологий. Мы стараемся объяснить ребятам азы профессии и показать, как эти навыки можно использовать в той отрасли, которая востребована в их регионе", - уточняет Аксенова. Главное сейчас - подготовить преподавателей, которые смогут заинтересовать ребят новыми технологиями и объяснить школьникам, как найти применение новым знаниям в реальной жизни, резюмирует она.

Школьники показали свои разработки на фестивале Profest в Москве
© ТАСС