Войти в почту

Диванный труд: почему компании стали лояльнее к работникам на «удаленке»

Российские компании все чаще прибегают к услугам специалистов, работающих удаленно. Почему сотрудник вне офиса становится более ценным для работодателя, разбиралась «Вечерняя Москва». ЦИФРЫ По данным аналитиков сервиса по поиску работы SuperJob, удаленные сотрудники есть в каждой четвертой российской компании. Из года в год скепсис к уровню их квалификации снижается. Если в 2012 году мнение, что внешняя трудовая сила подготовлена хуже офисных сотрудников, высказывало 28 процентов работодателей, то спустя семь лет - уже 16. Меньше недоверия высказывается и к качеству труда тех, кто с утра до вечера не сидит под бдительным оком начальника. В 2015 году пять процентов респондентов считали, что такой работник по этому показателю превосходит обычного. Сегодня — 11. В равнозначном вкладе в работу фирмы офисного и удаленного персонала в 2019 году убеждены 53 процента работодателей. В 2012 году так думали только 35 процентов. Но есть и менее радужные для «удаленщиков»тенденции. Так, у них меньше шансов на продвижение по карьерной лестнице, уверены 75 процентов работодателей. ВЫГОДА ДЛЯ НАЧАЛЬНИКА Компаниям набор удаленных сотрудников сулит ряд серьезных преимуществ с точки зрения оптимизации затрат, заявили «ВМ» эксперты. История развития дистанционной занятости показательна на примере Соединенных Штатов. Американские компании первыми стали привлекать индусских специалистов в области финансов именно по такому принципу. Они переносили рабочие места в другие страны, потому что гражданам США нужно платить зарплату примерно в полтора раза выше. Активнее прибегают к такой форме организации работы и в России. К примеру, для сокращения расходов часть московских предприятий перенесла в регионы свои колл-центры, отметил проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. — Для фирмы нет проблемы на должность, скажем, бухгалтера, привлечь сотрудника из другого города. Заработная плата там в три-четыре раза ниже, качество работы и ее стандарты для профессии едины, технологии и программное обеспечение тоже, — прокомментировал Александр Сафонов. Еще один фактор, который делает сотрудника на «удаленке» более привлекательным для компаний, состоит в том, что не нужно создавать специальное рабочее место. Это позволяет владельцам экономить на оборудовании, сказал «ВМ» профессор кафедры труда и социальной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы Александр Щербаков. — Качество работы сотрудника на «удаленке» зависит от того задания, которое он выполняет, — подчеркнул он. — Если в результате требуется идея или креатив, уровень выполнения задачи не страдает от того, что специалист не находится непосредственно в организации Когда деятельность предполагает постоянные изменения данных, их корректировку в связи с разными обстоятельствами, конечно, качество может пострадать. Но этот фактор работодатели учитывают при подборе задач для удаленных сотрудников. На сегодняшний день есть четыре сектора, где можно уменьшить затраты за счет привлечения подобных специалистов. Это сферы IT, торговых онлайн-платформ, финансово-бухгалтерской деятельности и консалтинг. ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ Изначально кажется, что удаленная работа - шанс для профессионалов из глубинки устроиться в столичную фирму. Но аналитики отмечают, что можно наткнуться на ряд барьеров. — Если московский работодатель наслышан об успехах специалиста из региона, то это и правда хорошая возможность, — считает Александр Щербаков. — Но, с другой стороны, такой работы не так много. А значить, не каждому повезет. Другой минус «дистанционки» — оформление на должность. Есть работодатели, которые идут на ухищрение. Вместо трудового договора предлагают подписать гражданско-правовой договор. Поставив подпись, работник лишается положенных ему выплат. — Это ущемление прав на социальное страхование, — подчеркнул Александр Сафонов. — Отпуск при гражданско-правовой форме никто оплачивать не будет, деньги на отдых придется откладывать самому. При возникновении профессионального заболевания, например, глаз при работе за компьютером, работодатель имеет право не оплачивать больничный. Пенсионные отчисления также ложатся на плечи самого работника. Эксперт добавил, что при подписании гражданско-правового договора сокращенный сотрудник не получит никаких выходных пособий. Проблемы возникнут и при регистрации в качестве безработного на бирже труда. — Основание для регистрации — увольнение по экономическим причинам. Это сокращение штата, банкротство предприятия, оптимизация численности персонала. Гражданско-правовой договор это право работника нивелирует, — резюмировал Александр Сафонов.

Диванный труд: почему компании стали лояльнее к работникам на «удаленке»
© Вечерняя Москва