Войти в почту

Из-за этого страдают и люди, и животные. Но выход есть

Сильный шум способен нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Борьба с шумовым загрязнением является одной из важных экологических повесток. «Лента.ру» и Sony рассказывают о том, какой город — самый шумный в мире, сколько миллионов лет потрачено впустую из-за шума и где собакам нельзя лаять В 2017 году немецкие исследователи составили рейтинг самых шумных городов мира. Лидером стал китайский Гуанчжоу, за ним последовали Дели, Каир, Мумбаи и Стамбул. Москва и Петербург заняли в рейтинге 11 и 13 места соответственно. Согласно опубликованному в январе рейтингу Министерства природных ресурсов и экологии России, самыми шумными городами нашей страны являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Красноярск и Ростов-на-Дону. Их жители сильнее всего страдают от транспортного шума. По данным Роспотребнадзора, среди жалоб на различные физические факторы каждая вторая — на шум. Жалуются в основном жители первых этажей жилых домов, которых раздражает постоянный шум вентиляционных систем и холодильного оборудования предприятий сферы обслуживания, громкая музыка, шум и вибрация отопительного оборудования и лифтов, и транспортный шум. В некоторых регионах чаще всего жалуются на шум от строительных площадок. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) называет шумовое загрязнение одним из главных экологических факторов риска для здоровья человека. По словам специалистов, сильный шум не менее вреден, чем, например, грязный воздух. Основными источниками шума в городах являются в первую очередь автомобильный, железнодорожный и воздушный транспорт, ветряные турбины и развлекательные мероприятия. Комфортнее всего человек чувствует себя при шуме в 30 децибелов — это шепот или шелест листьев. Максимально допустимый уровень шума в жилых помещениях — 55 децибелов в дневное и 45 децибелов в ночное время. Однако в мегаполисах уровень шума обычно превышает эти показатели, и это плохо сказывается на здоровье человека. Городские жители сталкиваются с такими негативными последствиями шума как: сердечно-сосудистые заболевания, когнитивные нарушения, проблемы со сном и слухом, гипертония и повышенная раздражительность. В одних только странах Западной Европы шум от дорожного движения ежегодно становится причиной совокупной потери как минимум полутора миллионов лет здоровой жизни. Страдают от шума не только люди. Например, крупные морские млекопитающие — киты, кашалоты, касатки и дельфины — выбрасываются на берег из-за гидролокаторов, приборов, определяющих положение подводных объектов при помощи звуковых сигналов. А морские котики, обитающие в районе судоходных путей, глохнут из-за шума кораблей. Для защиты людей от негативного воздействия шума в большинстве стран приняты так называемые законы о тишине, которые запрещают шуметь в определенное время суток в будни и выходные. Нарушителям спокойствия грозят крупные штрафы. Например, в Москве запрещено проведение шумных работ с 13 до 15 часов и с 19 до 9 часов, а также в воскресенье и нерабочие праздничные дни. В Нью-Йорке запрещен въезд мусороуборочных машин в спальные районы с 11 часов вечера до 7 часов утра. Время использования гидравлических молотов и взрывы при строительных работах также ограничены. А недавно депутаты городского совета предложили заменить сирены полицейских автомобилей на «менее раздражающие». К слову, после многочисленных жалоб горожан одна из служб скорой помощи Верхнего Ист Сайда установила на свои машины менее шумные «европейские сирены». Штрафуют в Нью-Йорке и собачников, чьи питомцы лают более 5 минут. В Лос-Анджелесе собакам запрещено лаять дольше 10 минут: за первое нарушение владелец животного заплатит 250 долларов, за второе — 500, за третье — уже 1000. Похожий запрет ввели недавно во французском городке Фекьер: с 11 февраля хозяевам нарушителя грозит штраф в 68 евро. А вот в украинском Херсоне запретили шуметь в ночное время не только собакам, но и другим домашним питомцам, причем еще в 2011 году. В американском городе Феникс не первый год пытаются отменить ограничения, наложенные на звон колоколов, который не должен превышать 60 децибелов и может звучать только по воскресеньям и некоторым религиозным праздникам, не дольше двух минут. Пока безуспешно. С 1 января этого года туристическим автобусам закрыли въезд в исторический центр Рима. Мэр города Вирджиния Раджи отметила, что это поможет «не только защитить археологическое и культурное наследие, но и снизить уровень шума и загрязненности воздуха в городе». Несколько месяцев назад власти Галапагосских островов запретили импорт, продажу, распространение и использование фейерверков или пиротехники на их территории для защиты уникальной фауны архипелага. Накануне ученые выяснили, что редкие обитатели островов чувствительны к шумовым и световым эффектам. Однако в борьбе с шумом используют не только запреты, но и технологии. Например, власти Москвы с 2013 года, взяв на вооружение мировой опыт, ставят вдоль магистралей новые поглощающие звук шумозащитные экраны. Кроме того, в столице используют новые виды дорожного покрытия — щебеночно-мастичный асфальтобетон. Покрытие было успешно протестировано на скоростной магистрали в Нидерландах: уровень шума снижается более чем на треть. А фотоэлектрический шумопоглощающий барьер Sound Solar Panel от итальянской компании Iris Lab не только защищает от дорожного шума, но и производит электроэнергию. В 2012 году барьер длиной 125 метров установили рядом с начальной школой в городе Читтаделле. Предполагается, что за 20 лет он произведет 845 тысяч кВт экологически чистой энергии. В 2013 году группа французских архитекторов разработала проект небоскреба Soundscraper, преобразующего шум в энергию. Такие высотки хотят строить рядом с оживленными трассами. В крупных китайских мегаполисах от городского шума можно отдохнуть в так называемых «точках тишины»: в небольших звуконепроницаемых помещениях за небольшую плату можно провести несколько минут. Австрийская компания Rudolf Stefanich разработала активную систему шумоподавления Sono. Гаджет устанавливается на окно и улавливает звуковые колебания на поверхности стекла, затем генерирует сигнал, компенсирующий вибрации, снижая таким образом уровень проникающего в дом шума. Технологии стремятся вперед — в будущее. Инженеры разрабатывают «тихие» рельсы и бесшумные поезда. А по улицам крупнейших мировых мегаполисов ездят электромобили и электробусы, которые не только экологичнее, но и гораздо тише своих предшественников.

Из-за этого страдают и люди, и животные. Но выход есть
© Lenta.ru
Lenta.ru: главные новости