Ещё

Кризис развития. Тайшетский завод «Русала» грозит ему новыми проблемами 

Кризис развития. Тайшетский завод «Русала» грозит ему новыми проблемами
Фото: РИА "ФедералПресс"
Старый новый проект
В ближайшие два года намерен завершить строительство Тайшетского алюминиевого завода (ТАЗ) в , которое тянется с прошлого века. Для этого он будет вкладывать серьезные деньги, как собственные, так и заемные. По словам генерального директора «Русала» Евгения Никитина, компания намерена вложить в 2019 году в строительство этого завода около 200 млн долларов.
« остается нашим стратегическим проектом. Кроме того, сейчас у нас вновь открывается возможность проектного финансирования, и мы ведем соответствующую работу с банками», — заявил он в интервью «Интерфаксу».
«Русал» реализует проект создания ТАЗа с 2008 года. За прошедшее время он инвестировал в него огромные деньги, останавливал и прекращал стройку, просил кредиты в банках и искал партнеров. И до сих пор предприятие не работает.
В результате, приступив более 10 лет тому назад к заранее провальному проекту, «Русал» стоит сегодня перед угрозой новых проблем: продукция ТАЗа может оказаться невостребованной, зато расходы и взятые под строительство кредиты лягут на «Русал» тяжелой ношей.
Шансы есть, но…
«Русал» вложил в проект миллионы и сейчас просто не может отступить, говорит Сергей Дейнека, аналитик «БКС Премьер». «Отказ от проекта стал бы экономически нецелесообразным решением, так как, во-первых, в завод уже вложены серьезные инвестиции — почти 800 млн долларов, а во-вторых, предприятие имеет все шансы стать эффективным, учитывая его расположение в районе с избыточной генерацией электроэнергии, использование передового энергоэффективного оборудования, а также близость азиатских рынков», — считает он. Аналитик указывает на прогнозируемый дефицит в 0,8–1,5 млн тонн алюминия на мировом рынке, вызванный главным образом закрытием алюминиевых предприятий в , ожидаемое подписание торгового соглашения между ним и , способное в перспективе подогреть спрос на металл, и возможности для роста его потребления в России за счет увеличения использования в строительстве зданий и мостов.
«Завершение строительства ТАЗа представляется не очень удачным проектом. Проблемы же со сбытом металла остаются даже после снятия санкций, а Китай делает ставку на наращивание поставок алюминиевого проката за счет переработки своего алюминия», — оппонирует ему , директор группы корпоративных рейтингов АКРА.
Гладко только на бумаге
Логика в намерении «Русала» довести до финала проект создания ТАЗа, бесспорно, есть — отказавшись от него, «Русалу» придется списывать понесенные издержки. Его финансовое положение неустойчивое и таковым останется еще долго — мировые цены на алюминий не могут пробить отметку 2 тыс. долларов за тонну, отмененные санкции в любой момент могут снова ввести.
Достроив и введя в эксплуатацию ТАЗ, «Русал» теоретически получает предпосылки окупить капитальные вложения, пускай и не быстро. Возможно, ТАЗу придется продавать алюминий со скидкой — пока его металл не будет зарегистрирован на London Metal Exchange, ни о каком сбыте по ценам выше ее котировок и речи быть не может.
После же завершения всех формальностей маловероятно, что продукция ТАЗа будет дорого стоить, — в КНР сегодня останавливают алюминиевые заводы, завтра легко могут их перезапустить. Вдобавок в регионе Персидского залива бурными темпами развивается собственная алюминиевая индустрия, оставляя «Русалу» мало шансов. Нехватка в 1–2 млн тонн роли не сыграет — ее скоро ликвидируют китайские и арабские производители либо поставщики вторичного металла. Российскому рынку алюминий с ТАЗа не нужен — ему расти некуда.
Перипетии строительства
История алюминиевого предприятия в Тайшете тянется с 2000 года, его начали строить еще бывшие руководители Братского алюминиевого завода (БрАЗ) , Владимир Ковыляев и Рева Пак. После продажи БрАЗа «Русалу» они решили построить предприятие «Алюком-Тайшет» мощностью 250 тыс. тонн алюминия в год.
Им удалось сделать немного. В 2002 году «Алюком-Тайшет» запустил опытный участок из 34 электролизеров, способный производить 11 тыс. тонн металла в год. В 2003 году у «Алюком-Тайшета» возникли сложности с поставками , аффилированному с «Базовым элементом» . В конце концов владельцы «Алюминий-Тайшета» продали контрольный пакет акций «Русалу».
Вместо достройки «Алюминий-Тайшета» «Русал» в 2008 году приступил к строительству ТАЗа. Проектная производительность ТАЗа была определена в 750 тыс. тонн алюминия в год, первую партию он должен был выпустить в 2009 году, финал строительства предполагался в 2011 году. Капитальные вложения в него были оценены в 2 млрд долларов.
В том же году разразился глобальный экономический кризис, и «Русалу» стало не до ТАЗа. Он отложил проект до лучших времен, несмотря на потраченные на него деньги. Потом он не раз пытался его реанимировать. Последний раз — в 2017 году: «Русал» объявил о возобновлении работ на его площадке, пообещав вложить в том же году 38,5 млн долларов. выделил на ТАЗ порядка 280 млн долларов, плюс «Русалу» удалось привлечь в качестве партнера , согласившуюся купить 50% проекта за 388 млн долларов.
В 2018 году стало опять не до ТАЗа — против «Русала» власти США ввели санкции, поставив под угрозу его будущее. Их сняли совсем недавно, и «Русал» снова хочет закончить долгострой. «В прошлом году мы не располагали заемными средствами и строили Тайшетский завод на свои средства. Процесс поэтому шел не так быстро. Из-за внешних причин сроки запуска немного сдвинулись, и теперь мы планируем ввод в IV квартале 2020 года», — отметил .
На запрос «ФедералПресс» по поводу перспектив достройки ТАЗа, направленный по электронной почте в пресс-службу «Русала», ответов и комментариев получено не было.
Фото: pixabay.com
Видео дня. Святой источник, где мыли ноги кавказцы, демонтировали
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео