Ещё

Балтийские туннели: Эстония по-прежнему не может поверить 

Фото: Sputnik Эстония
ТАЛЛИНН, 11 мар — Sputnik, Алексей Тоом. Эстония, вероятно, не сразу осознает, насколько значимым для нее может оказаться проект поддонных туннелей между Таллинном и Хельсинки. Сообщение финской компании FinEst Bay Area Development о подписании предварительного соглашения с китайским государственным консорциумом Touchstone Capital Partners об инвестировании 15 миллиардов евро в этот проект воспринято, похоже, скорее как предисловие к сказке, чем как реальный факт.
Тоннель Хельсинки—Таллинн.
Проект туннелей ранее нашел формальную поддержку у эстонского правительства, как рассказывал Sputnik Эстония. Но власти страны и ее столицы не особенно распространялись относительно встреч с представителями заинтересованных китайских компаний в январе 2019 года.
Как сообщал веб-сайт Touchstone, руководство этого консорциума в составе совместной с китайской же China Railway International Group Holdings обсуждали с премьер-министром Эстонии и властями Таллинна «инвестиционные возможности».
Надо думать, стороны нашли взаимопонимание, ведь в противном случае Пекин не стал бы инвестировать 15 миллиардов евро в этот грандиозный проект.
Сведения о финской FinEst Bay Area, несмотря на присутствие «Est» в ее названии, пока не дают оснований считать, что в ней действительно участвуют эстонские партнеры. Хотя в Эстонии фирма с таким названием тоже зарегистрирована и, похоже, связана с известным местным предпринимателем Сандором Лийве. На момент публикации этого материала ни финский офис компании, ни Лийве не ответили на запросы Sputnik о степени участия эстонцев в реализации проекта туннелей.
Финн, который с помощью китайцев может сделать сказку былью
Упорные финны во главе с предпринимателем Петером Вестербакой, которые несколько лет продвигались к реализации совершенно фантастического проекта, не называют компанию, которая возьмется за прокладку туннелей, но говорят, что это будет китайское предприятие. Или, возможно, несколько компаний, поддержанных в рамках масштабной программы «Один пояс, один путь» правительством Китая в этом рискованном, крайне сложном и дорогостоящем проекте с неочевидной окупаемостью.
Хотя детали предстоящей грандиозной стройки пока не известны, ее инициаторы говорят о создании искусственного острова на самой границе территориальных вод Финляндии, о прокладке двух параллельных 17-метровых в диаметре туннелей, а также о том, что их строительство будет происходить с двух сторон. Обязательно двух туннелей, соединенных на некотором расстоянии поперечными малыми туннелями, поскольку этого требуют безопасность и особенности последующего технического обслуживания этой масштабной конструкции.
Следовательно, если по одному из туннелей задумано пустить электропоезда, то другой теоретически может быть отдан под движение автотранспорта, хотя технические сложности организации вентилирования туннеля в этом случае трудно себе даже представить.
Всего несколько компаний в мире умеют такое строить
Туннели такого диаметра, такой сложности и такой протяженности способны прокладывать лишь несколько компаний в мире, обладающих проходческими комплексами требуемого диаметра и мощности. До недавнего прошлого в Европе можно было однозначно говорить лишь об одном таком предприятии, о знаменитой немецкой Herrenknecht Konzern. Она прокладывала 26-километровые поддонные туннели диаметром более 15 метров на транспортной магистрали Гуанчжоу-Шэньчжэнь-Гонконг.
Проходческий щит-гигант диаметром 15,2 метра той же компании использовался и для прокладки автомобильного туннеля через центр Мадрида. Но то, что подразумевает проект туннелей под дном Балтики, превосходит все известные до сих пор стройки по сложности.
Протяженность поддонной части планируемых балтийских туннелей составит 50-70 километров, которые надо будет сверлить на глубине около 200 метров.
Китай несколько лет назад буквально ворвался на крайне специфический рынок проходческих щитов большого диаметра, серьезно потеснив за счет более выгодных условий подряда западноевропейские и североамериканские компании. Например, китайская Zhongjiao Tianhe Machinery Equipment Manufacturing Co., Ltd. говорит на своей официальной веб-странице о проходческих щитах диаметром более 15 метров и о «попрании» монополии западных конкурентов. Еще более вероятным участником балтийского проекта можно считать крупнейшую в КНР China Railway Tunnel Group CO, что косвенным образом подтверждает присутствие представителей ее материнской компании China Railway International Group Holdings в январских встречах в Таллинне.
Потенциальный «самый главный» проект в жизни Эстонии
Эстонские экономисты пока не видят в проекте, который достаточно неожиданно практически для всех вдруг превратился из мечты во что-то вполне осуществимое, ничего отрицательного для Эстонии. Так, профессор Высшей школы предпринимательства «Майнор» Петр Верницкий считает, что страна в любом случае останется в выигрыше не только благодаря дополнительному притоку инвестиций, но и в результате увеличения налоговых отчислений. Даже если на «острие», так сказать, прокладки туннелей будут китайские специалисты, работы такого масштаба потребуют создания сотен дополнительных рабочих мест.
Тоннель между Хельсинки и Таллинном по проекту соединяется с железнодорожной магистралью Rail Baltic
Стройка таких размеров подразумевает создание фактически новой отрасли, целого комплекса производств и служб обеспечения, включая завод по производству железобетонных секций особого профиля и прочности. Вряд ли будет экономически целесообразно возить миллионы тонн бетонных конструкций и арматуры на большие расстояния через море или по железной дороге, логичнее предположить, что такие заводы будут построены в непосредственной близости ко входам в прокладываемые тоннели. А это еще десятки, если не сотни рабочих мест. А вернее даже сказать, тысячи, поскольку компоненты блоков тоже надо где-то и кому-то производить, возить и складировать, а еще надо будет кормить и обихаживать, обеспечивать досуг тысяч работников, занятых на этой гигантской стройке.
На прокладке Готардского железнодорожного тоннеля в Швейцарии длиной 57,1 километра одновременно работали свыше 3500 рабочих. Надо думать, строительство балтийских поддонных туннелей примерно такой же протяженности потребует намного большего количества рабочих рук. Так что жителям эстонской столицы имеет смысл приготовиться гостеприимно встретить несколько сот, а то и тысяч китайских специалистов, которые будут несколько лет работать на проходческом щите, пробиваясь навстречу коллегам, которые пойдут со стороны Хельсинки.
Прокладка балтийских туннелей, если ничто и никто так и не сможет ей помешать, способна придать мощный и, что еще важнее, долгоиграющий стимул эстонской экономике и заодно сделать страну еще более привлекательной для туристов, поскольку здесь будет находиться вход в самые длинные в мире поддонные туннели. Это не говоря уж о том, что они сделают Эстонию значимым звеном в цепи предприятий «Нового шелкового пути», то есть она все же получит те транзитные азиатские грузы, о которых мечтает много лет.
Евросоюз не позволит Китаю участвовать в прокладке тоннеля под Балтикой >>
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео