Ещё

«Свобода слова» для своих. О чем мечтают на общественном ТВ Украины 

Фото: Украина.ру
На днях канал «UA:Перший», входящий Национальную общественную телерадиокомпанию Украины (НОТУ), не пустил в эфир рекламный ролик кандидата в президенты Юрия Бойко, который ранее благополучно показали все телеканалы, где кандидат хотел их разместить. Камнем преткновения стала фраза: «Президент разбогател в десятки раз, а украинские пенсионеры обеднели в два раза». Представители канала предложили данную фразу убрать, за недостоверную информацию. И показанные им декларации Порошенко и официальные данные о размерах средней пенсии, пересчитанной в доллары, их мнения не изменили.
Юрий Бойко
Это на моей памяти первый пример такой цензуры рекламы. Представляю, что было бы, если бы в 2004-м году какой-либо канал выпустил бы рекламный ролик, где говорилось: «Ющенко идет в президенты и Ющенко победит». Наверняка это событие удостоилось бы гневных заявлений со стороны США и ЕС. А ведь утверждение о том, что этот кандидат победит — было на тот момент абсолютно не достоверной информацией. Но и телеканалы, какие Ющенко абсолютно не поддерживали (а таковых было большинство) спокойно размещали эту рекламу. Да и сейчас «UA:Перший» транслирует рекламу других кандидатов с утверждениями, который невозможно рационально доказать, например «Порошенко — единственный кандидат который может сохранить страну».
Чуть раньше НОТУ оказалась в центре скандала с Евровидением. Ведь именно эта компания и определяет, кому от Украины ехать на конкурс. Сначала 27 февраля председатель правления НОТУ Зураб Аласания записал в Facebook, что «законы Украины не предоставляют никаких ограничений по работе исполнителей и артистов на территории Российской Федерации, несмотря на большой общественный запрос на урегулирование этой ситуации», и выступил за принятие закона, «который мог бы урегулировать ситуацию с сотрудничеством украинских артистов с государством-агрессором на будущее». Судя по контексту этого поста, участия в проектах общественного ТВ достойны тольео те, кто поддерживает идею, которую продвигает «Народный фронт» и вице-премьер Кириленко: о том, чтобы сопровождать любое выступление украинского артиста гастролировавшего в России, эквивалентом гитлеровской желтой звезды для евреев (то есть титрами или иной информацией о том что имярек выступал в РФ). Также видно, что для Аласании сам факт выступлений артистов в России, организованных частными фирмами, все равно идентичен сотрудничеству с «государством-агрессором».
Ну а потом пошли дальше. Так, 28 февраля на пресс-конференции руководства НОТУ член правления компании Александра Кольцова дала понять, что главной проблемой стало мировоззрение артистки, «которое уже является международным и хочет ассоциировать себя с музыкой, с миром, со свободой». То есть получается Maruv просто аполитичный космополит. Но как резюмировал там же Аласания, от певицы, если бы она поехала на Евровидение, можно ждать каких угодно заявлений, и они могли бы отрицательно сказаться на Украине. То есть, не дай Бог, сказала б нечто космополитическое вместо разрешенной властью пропаганды.
Обе эти истории легко интерпретировать как обслуживание власти. Так собственно и говорится в заявлении «Оппозиционной платформы» в связи с недопуском рекламы Бойко. Но ведь именно на «UA:Перший» выходит программа «Наши гроши», где на днях разоблачили коррупционные схемы президентского окружения с оборонными закупками.