Ещё

Зимний фестиваль искусств в Сочи стал главным культурным событием Европы 

Зимний фестиваль искусств в Сочи стал главным культурным событием Европы
Фото: Профиль
Алексей Молчановский
Зимний фестиваль искусств в  стал главным культурным событием ЕвропыВ аэропорту Сочи прибывших из заваленных снегом северных регионов гостей встречает весна. Голову кружит и пьянит аромат вечнозеленых сосен, тиса, самшита, магнолий, пальм. И только обнаженные платаны напоминают: на дворе февраль. Впрочем, местные жители прямо говорят: зимы в этом году в Сочи вовсе не было. А Зимний международный фестиваль искусств, что уже двенадцатый год проводится в это время в летней столице, о зиме напоминает лишь названием. Ибо он — сама весна, столько в нем музыки, поэзии, экспрессии, таланта, открытий, мировых премьер. Организованный и вдохновленный виртуозным альтистом и дирижером , сегодня Зимний фестиваль искусств — одно из главных культурных событий Европы, участвовать в котором — истинное наслаждение и для зрителей, и для артистов.
Певцы стихий
Фестиваль искусств — это и фестивали внутри фестиваля. На сей раз гостем его стал Международный фестиваль–школа современного искусства «Территория» . Именно на этой «Территории» с прогулки по «Лесу» в здании Морвокзала и началось погружение в атмосферу этого праздника весны. «Лес» — это site-specific спектакль Мастерской Брусникина, философская притча о природе, царем которой возомнил себя человек. С помощью танца и пения актеры напоминают каждому о том, откуда мы вышли. И даже без слов понятно: сколь прогрессивной ни оказалась бы цивилизация, жизнь человека быстротечна, и вчерашний «дровосек» завтра сам сложит голову в деревянный гроб.
Башметовскому фестивалю присуща идея синтеза искусств, говорит директор Государственного литературного музея имени Даля Дмитрий Бак. Этой идеей пронизано все, она в каждом концерте, спектакле да и просто на улице. На одном из перекрестков у Зимнего театра встретились два мужских хора — грузинский Rustavi и корсиканский A Filetta. Артисты попросили полицейских остановить движение и стали петь. «Что здесь происходит?» — удивленно спросил один прохожий-абхазец. «Это фестиваль Башмета», — отвечают. «Башмета не знаю, но поют душевно!» — воскликнул прохожий. А вечером на сцене Зимнего театра Rustavi и A Filetta воспевали красоту стихий. «Когда горы встречаются с морем» назывался их концерт. Их песни под «аккомпанемент» репродукций картин грузинских художников, а также овации зрителей и есть самый точный ответ на этот вопрос.
«Мы экспериментируем со всем», — объявляет Юрий Башмет. И по мановению его дирижерской палочки в концерте под названием «Россия и карта мира» соединяются классика и этника, классические инструменты с народными. Тут и китайская лютня пипа, и ближневосточный щипковый уд, и шотландская волынка, и аргентинский бандонеон, и русская домра. «Исполнители — люди, известные в своих странах. Мы их находим, слушаем присланные ими записи» — так, по словам маэстро, рождаются проекты для фестиваля.
«Мы экспериментируем со всем», — говорит Юрий Башмет. Потому так разнообразен репертуар фестиваля искусств. Выставки, спектакли, концерты, на которых классика и этника гармонично сосуществуют на одной сцене, не только дарят яркие впечатления, но и оставляют долгое послевкусиеАлексей Молчановский
Турнир поэтов
«Все искусства живут вместе»  — эта идея, озвученная Дмитрием Баком, легла и в основу проводившегося в Зале камерной и органной музыки турнира поэтов, на котором они читали стихи, посвященные различным жанрам искусства. Как образно, как точно это было передано! Вот, например, Брейгель в исполнении : «Видишь себя в полный рост, но как будто со стороны, со спины. Ты идешь, уменьшаясь. Должно быть, ошибка. Крики с катка заглушаются снежной обшивкой. Все времена, как ворота, отворены. Как хорошо, как легко меняться местами с горечью кленов безлистых и пригоршней стай воробьиных, пока этот снег не растает, пока не растает тревога, пока тебе внятна и пустота! Спрячься за деревом, если боишься себя обнаружить, там, где охотники ношу свою волокут и за упрямые дула ржавеющих ружей рыжие псы теребят их и просят за труд…»
А вот о «важнейшем из всех искусств» в стихотворении Анны Аркатовой: «По лесистой дороге (наверное, снимали в ) непонятной марки едет автомобиль. А вокруг никого. Ты лежишь, у тебя воспалились миндалины. Черно-белое облако еще никакой не стиль. Без особых эффектов взрывается все в кювете. Но герой выползает наружу — кровь и пар изо рта. А вокруг, хоть умри, ни одного свидетеля. Но зато чистота и ясность. Ясность и чистота. И понятно же, девочки, чем ты ни занимайся, все твое, глубоко личное, воплотится в простых вещах. Пока на ветру закуривает . Пока поднимает воротник плаща».
читал, вспоминая о советской юности и джазе: «Мне кажется, в году так 74-м услышал песню я. Там был такой куплет, что хоть не понимал я, пелось в ней чего-то (ведь было мне тогда совсем немного лет), я чувствовал, что в ней про все мои мытарства — наличие ремня, отсутствие свобод. Что Let my people go лиловый мой Армстронг не просто для меня, но обо мне поет. Про детский рабский труд и пение в неволе, про малый септаккорд, про горечь жизни всей…»
А  — о танцующей девушке, легконогой музе поэта: «Трещит цивилизации уклад, куда ни глянешь — трещины и щели. Меж строчек новостей клубится ад, и сами буквы будто озверели. А ты танцуешь, убегая в сад, под музыку невидимой свирели… Ты и сама управишься. Пляши, как пляшет семечко ольхи в полете. Я буду лишь смотреть, как хороши движенья бедер в быстром развороте. Что зренье? Осязание души. А осязанье — это зренье плоти, подслеповатой к старости…»
Не было времени, да и не хотелось знать, кто победил в турнире (ищущий да погуглит). Сложно выбирать лучшее из стихотворений, столь разных и прекрасных одновременно. Пора было снова торопиться в Зимний театр, где начиналась «Испанская ночь», где под стрекот кастаньет, гитару, симфонический оркестр и соло Марины Эредиа соединились в единое целое классический балет и фламенко в исполнении Серхио Берналя, Мириам Мендосы и Хоакина де Лусы.
Холодный ветер прошлого
Своеобразным «прошлогодним снегом» оказалась устроенная Литературным музеем выставка в фойе Зимнего театра. «Особенно плохо обстоит дело в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композиторах, придерживающихся формалистического, антинародного направления» — это выдержка из Постановления ЦК ВКП (б) 1948 года. Жертвами этого документа стали многие выдающиеся композиторы, а также поэты, актеры, режиссеры того времени и их произведения, о которых и напоминает выставка.
«Свое наиболее полное выражение» эта антинародность нашла в произведениях , , Хачатуряна и других композиторов, в которых «особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам», — гласило постановление. Ни оратория про сталинский план преобразования природы, ни торжественный хор «Сталину слава, слава вовеки» не уберегли композитора Дмитрия Шостаковича от гонений и обвинений в «буржуазном декадентстве и пресмыкательстве перед Западом». «Повесть о настоящем человеке» Сергея Прокофьева советские газеты разбирали «с порочных позиций западного модернизма».
Спустя 70 лет на сцене сочинского Зимнего театра симфонический оркестр «Новая Россия» Юрия Башмета по-новому исполняет Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского, Глиэра, Гасанова, Свиридова. Война позади, люди возвращаются к мирной жизни, «Время, вперед!» — эта тема звучала в их произведениях, в стихах Твардовского, Пастернака и Симонова в исполнении , в репродукциях картин советских художников конца 40-х.
Сейчас, когда в мире повеяло новой холодной войной, для искусства мир во всем мире, единение культур остается одной из главных тем. А может быть, именно искусство и держит этот последний бастион. «Думаю, политика пока еще не сказывается на трактовке произведений, — говорит Юрий Башмет. — Во времена Брежнева я играл Шуберта в Японии, в Америке, в Европе и дома, в России. После Брежнева было много подряд других фамилий. Но мое отношение к Шуберту и трактовка его произведений от этого никак не меняются». Да, сегодня повеяло «холодком», признает маэстро. «Но все равно, всё подчиняется гармонии, мелодии, слову. Мы, наоборот, заняты прекрасным делом», — добавляет он.
Буквально за день до начала фестиваля в Сочи Юрий Башмет и Всероссийский юношеский симфонический оркестр были на гастролях в Берлине, выступали в Концертном зале Берлинской филармонии в рамках «Русских сезонов» в Германии. Концерт прошел триумфально. «Одна женщина сказала: „Слушаешь, а потом смотришь и не веришь своим глазам — дети так играют!“ — вспоминал о гастролях маэстро. Сама музыка — вот что по-настоящему волнует людей, уверен он. „А этот „холодок“… Надеюсь, что это всё временно“, — устало улыбается Юрий Башмет — только что закончилась репетиция, впереди — новый концерт и новый триумф.
Главная идея артистического директора XII Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета — в синтезе разных искусств. Сплетаясь воедино, музыка, живопись, поэзия рождают новое восприятие произведений, погружают в атмосферу времени их созданияАлексей Молчановский
Музыка юности
Всероссийский юношеский симфонический оркестр — еще один проект и предмет гордости Юрия Башмета. В его составе по результатам конкурсных отборов по всей России играют юные музыканты в возрасте от 9 до 21 года. „Даже иногда боюсь им (юным музыкантам) резко что-то показывать, — признается маэстро. — У них такая стопроцентная отдача, что могут со стула упасть или струну порвать“.
Чем живет нынешняя молодежь? Этот вопрос не перестает интересовать маэстро. Будучи альтистом, в свое время он организовал первый и единственный в стране Международный конкурс альтистов, а потом и Конкурс молодых композиторов, финал которого состоялся на фестивале в Сочи.
»Очень давно я решил как-то взбудоражить композиторскую молодежь, узнать, чем они дышат, дать им возможность исполнить свои произведения», — рассказывает маэстро. Как минимум одну такую возможность юные композиторы получили, их произведения исполнили на сцене Зала камерной и органной музыки. Жюри подобралось очень серьезное. Председательствовал композитор , чья оратория «Слово о полку Игореве» стала открытием прошлогоднего фестиваля. Из Бельгии приехал композитор Патрик де Клерк, из Италии — композитор Оскар Бьянки, из Белоруссии — Валерий Воронов, из Китая — Чжии Ван. Кроме того, в состав жюри вошли российские композиторы , , исполнительный директор Зимнего фестиваля искусств и сам маэстро Юрий Башмет.
Финалистов было шестеро. Музыкантам, исполнявшим их произведения, в прямом смысле пришлось попотеть, настолько экспрессивно подчас звучала музыка юных дарований. Юрий Башмет даже посоветовал авторам в будущем «писать проще», ведь музыканты даже не могли самостоятельно переворачивать страницы нот. Тобиас Фандель из Германии стал лауреатом третьей премии. Россиянин получил вторую премию. А первую премию поделили Мердан Бяшимов из Туркменистана и россиянин .
«Получилось, что две первые премии получают денег немного меньше, чем вторая. Мы думали: что для них важнее — слава или деньги? — объяснил решение жюри Александр Чайковский. — Решили, что сейчас важнее слава, а деньги они потом получат как-нибудь». Писать тональную музыку сегодня — самый трудный путь, признает Юрий Башмет. «Сочинить мелодию так, чтобы это было небанально, может только талант», — говорит он. Победителям конкурса это удалось, но путь становления новых моцартов, шостаковичей и чайковских только начался.
Каким может быть предел этих достижений? Ла Скала, Концертхаус, Карнеги-холл, Сантори холл, Барбикан, Театр на Елисейских полях… В биографии маэстро Юрия Башмета — лучшие концертные площадки мира. Лучшие композиторы пишут для него произведения. Самые престижные конкурсы, самые высокие награды и премии — все это у него уже есть. Но есть ли та вершина, которую он сам бы хотел покорить?
А ведь такая нашлась. Впервые на XII Зимнем фестивале искусств в Сочи Юрий Башмет исполнил произведение, написанное искусственным интеллектом — нейросетью . «В машину загрузили очень много моих записей, и в результате она что-то создала, — рассказывал маэстро. — Там нет элементов из моих исполнений. Все это как-то там переварилось. Интересный эксперимент». Перед концертом он волновался, ведь предстояло ответить на вечный вопрос: может ли машина сочинить человеческую музыку? По факту искусственный композитор выдал произведение всего на полторы минуты — «какие-то кирпичики». Дорабатывал и оформлял все это «в человеческий вид» композитор Кузьма Бодров. А затем свое исполнение вдохнули музыканты. Результатом эксперимента Юрий Башмет остался доволен: искусственный интеллект не заменил композитора во плоти, но стал для него новым инструментом.
Видео дня. Билан нарушил самоизоляцию ради вечеринки королевы Tik Tok
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео