Ещё

Балтийская паромная компания «топит» подводный тоннель 

Фото: Sputnik Эстония
ТАЛЛИНН, 28 фев — Sputnik. Неожиданный поворот в разбирательстве с субсидированием самого протяженного в Европе Эресуннского моста и подводного тоннеля, соединяющих Швецию и Данию, продемонстрировал еще одну проблему, с которой может столкнуться проект прокладки тоннеля между Таллинном и Хельсинки.
Компании-оператору морских паромов, курсирующих между Швецией и Данией, Scandlines Øresund I/S, удалось опротестовать в высшей судебной инстанции ЕС решение Брюсселя одобрить косвенное государственное субсидирование моста и тоннеля через Эресуннский пролив, разделяющий берега Швеции и Дании.
Еврокомиссия, как сообщает её пресс-служба, вынуждена возобновить расследование соответствия условий финансирования этого предприятия законам союза о честной конкуренции. Грандиозное 16-километровое сооружение, состоящее из совмещённых моста и тоннеля, двухпутной железной дороги и четырехполосной автомагистрали, летом 2000 года соединило города Копенгаген и Мальмё и стало предметом законной гордости всей Северной Европы.
Немцы и французы торопят появление «незаконных» промышленных гигантов >>
Кроме того, оно дает основание Эстонии и Финляндии считать, что их мечта о поддонном тоннеле между столицами двух стран вполне осуществима, хотя, вероятнее всего, обойдется намного дороже, чем шведско-датская транспортная связка. Но, как выясняется, достаточно крупная судовая компания, зарабатывающая на перевозке людей и грузов через Балтийское море, такая, например, как Scandlines Øresund или эстонская Tallink, вполне способна «утопить» поддержанную государством затею, если она лишает доходов частный бизнес.
Если исходить из существующего законодательства ЕС, даже такой важный и масштабный инфраструктурный межгосударственный проект должен быть коммерчески рентабельным.
Факт субсидирования моста не оспаривается
Компания Scandlines еще в 2013 году опротестовала решение Брюсселя одобрить шведско-датское межправительственное соглашение о субсидировании одного из самых грандиозных строений Европы, которое оказалось слишком дорогим, чтобы справиться с текущими затратами без помощи государственных бюджетов.
В соответствии со шведско-датским соглашением, правительства двух королевств выступили гарантами займов, полученных консорциумом Øresundsbro Konsortiet для финансирования затрат на мост и тоннель. Кроме того, Копенгаген учредил для совместного предприятия особый льготный налоговый режим, необходимый, в частности, для покрытия амортизационных затрат на дорогостоящую конструкцию.
Стоимость проезда по Эресуннскому мосту в зависимости от вида транспорта и условий покупки билета составляет от 10 до 198 евро. С учетом того, что ежедневно по мосту проезжает около 2 тысяч машин и мотоциклов, сумма выручки впечатляет. Но она все же оказывается недостаточной, чтобы окупить затраты на эту транспортную связку, что и стало причиной помощи со стороны государств. Вполне понятной и оправданной, если учесть то значение, которое имеет для региона Эресуннская связка.
Зачем Евросоюзу нужны собственные индустриальные «монстры» >>
Трудно ожидать, что гипотетический тоннель между Таллинном и Хельсинки сможет приносить такой же и тем более больший доход, чем связка между Швецией и Данией.
Довод в пользу реформы антимонопольного закона
Неприязнь компании Scandlines к красотам моста и изощренному инженерному искусству тоннеля с их насыпным островом посреди пролива вполне понятна — предприятие оперирует грузопассажирскими паромами, курсировавшими между Швецией, Данией и Германией, и вполне себе процветало на этом крайне оживленном и перспективном маршруте между Мальмё и Копенгагеном.
В октябре 2014 года Еврокомиссия вынесла заключение о соответствии государственной поддержки Эресуннского моста условиям антимонопольного законодательства ЕС, напоминает пресс-релиз Еврокомиссии. Но в сентябре 2018 года компания Scandlines Øresund I/S добралась до высшей судебной инстанции ЕС, где и выиграла дело. Суд ЕС потребовал возобновления антимонопольного расследования на основании не полностью выполненных, по мнению судей, процедур проверки программ госбюджетного субсидирования моста и тоннеля (Дело T-68/15).
Неприятная история с важной инфраструктурной Эресуннской связкой, которая, надо думать, по определению не может быть рентабельной, но крайне важна для развития региона, сыграет на руку планам Германии и Франции пересмотреть антимонопольное законодательство ЕС. Берлин и Париж, используя пример неудачи со слиянием Alstom и Siemens, о подробностях которой рассказывал портал Sputnik Эстония, настаивают на том, чтобы Европа имела возможность поступаться принципом честной конкуренции в отдельных случаях особо важных для ЕС проектов, индустриальных или инфраструктурных.
Попытки связать Таллинн и Хельсинки >>
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео