Ещё

Культура короткой воли 

Фото: Вечерняя Москва
Древние римляне считали, что люди должны понуждаться к добродетели. Точно так же они должны понуждаться к культуре.
В каждую эпоху эта проблема решается по-разному. Иногда новая культура растёт на фундаменте прежней. Иногда самоутверждается на ее обломках. Ранняя советская культура была воинственно враждебна буржуазной культуре царской .
В отвал ушел не только сброшенный с корабля современности Пушкин, но и классическая русская живопись, музыка, скульптура, архитектура, философия. Особо изощренному поруганию подверглось всё имеющее отношение к православию. В годы перестройки писатель и историк Пётр Паламарчук издал в Париже многотомную энциклопедию уничтоженных в России храмов, церквей, исторических зданий.
До середины тридцатых годов советская культура существовала как «вещь в себе», эксплуатируя революционный пафос восставших против вековой несправедливости масс, выдавая «на гора» шедевры, типа «Броненосца Потемкина» Эйзенштейна, поэм Маяковского, пролетарского фарфора, башни Татлина, картин и фотографий и Родченко.
Ранняя советская культура была полна пафоса переустройства мира, но была лишена национального содержания. Это была культура изначально утопической «земшарной республики советов», ощупью выходящая на некие смутные всемирные идеалы всеобщего равенства, братства и счастья, противоречиво сочетаемые с жестокостями кровавой классовой борьбы.
Настоящая советская культура — «Тихий Дон» Шолохова, стихи Пастернака, исторические романы , сталинский ампир в архитектуре, «Василий Теркин» Твардовского, «» Эйзенштейна, «Летят журавли» Калатозова, «Застава Ильича» Хуциева, «Я шагаю по Москве» Данелии — оформилась и превратилась в важную часть мировой культуры только тогда, когда в государственной политике произошёл отказ от безнационально-революционного начала. Когда твердо определившее своё место в мире и свои стратегические приоритеты советское государство пронизало культуру универсальной арматурой, синтезирующей классовые, национальные и идейные корни всей предыдущей исторической России. Точкой сборки новой, существующей сегодня в режиме исчезновения культуры стало празднование пушкинского юбилея в 1937 году.
Это был странный юбилей. Погибший сто лет назад Пушкин как бы возрождался к новой жизни — уже не в феодальной, а в социалистической России. Старая Россия убила гения. Новая — воскресила его в столетний юбилей со дня смерти. Советская власть обрела силу и право на будущее, а потому утратила страх перед старой, некогда чуждой культурой.
Понуждать (с детского сада до дома престарелых) народ к культуре имеет возможность только уверенное в себе, проектирующее жизнь граждан на десятилетия вперёд государство. Для этого оно должно понимать культуру. Но ещё яснее оно должно понимать само себя: что строим, куда движемся, какое будущее нас ожидает? Именно здесь реализуется, приобретает созидательное наполнение та самая воспетая «длинная воля» пассионарных творцов, причем не только в культуре. Если этого нет, торжествует «короткая воля» циников, воров и мошенников. Если государство демонстративно игнорирует культуру, оставляет её без поддержки, не генерирует увлекающих творческих людей проектов, культура обречена на вырождение.
На ее поляну заступает зрелище, шоу-бизнес, ток-шоу и прочие низкопробные заменители. Наглядное свидетельство — перечень каждый год удостаиваемых в России высших государственных наград певцов, юмористов, телевизионных ведущих и шоуменов. Предоставленная самой себе культура течёт в пустоту, фальшь и воровство, что мы и наблюдаем сегодня.
В последние дни мне пришлось трижды встречаться с молодыми людьми — с юнкорами «Вечерней Москвы», молодыми писателями на Всероссийском совещании, со студентами Меня искренне порадовало поголовное презрение молодёжи к той культуре, которую пропагандирует сегодня телевидение, «премиальная» литература, прочие занимающиеся этим делом организации. В обществе определённо созрел (и перезрел) запрос на новые смыслы, накопилась усталость от заворачиваемой в красивую обёртку (раньше антисоветской, сегодня всё чаще карикатурно-патриотической) пустоты. Настало время, если и не понуждать, то хотя бы объяснять людям, что такое настоящая культура, которой так богата наша страна. Длинная воля в людях творчества не иссякла, она копит силы и ждёт внимания к себе.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео