Войти в почту

«Мы все весело станцуем в горнолыжных ботинках на столе». Интервью с Ксенией Таракановой

C 28 февраля по 2 марта на горнолыжном курорте «Роза Хутор» в Сочи в третий раз состоится гастрономический фестиваль IKRA. Но это не единственный повод поговорить с одной из его основательниц Ксенией Таракановой. Ксения также является соосновательницей агентства v confession и в курсе всех тенденций в организации мероприятий как в России, так и за рубежом. Обо всем этом — главных моментах грядущего IKRA Festival и особенностях работы над ним, а также разнице между русским и европейским подходами к ивентам — в нашем интервью. — Вы занимаетесь всеми главными событиями Москвы — в области культуры, моды. В чём особенности организации гастрономического фестиваля? С какими сложностями можно столкнуться? — Начнем с того, что платформа IKRA — это наша совместная инициатива с WRF, детище, созданное в коллаборации с гениальными Борисом Зарьковым и Владимиром Мухиным, без сторонней поддержки, протектората, инвестиций и давления извне. И она принципиально отличается подходом, целеполаганием, структурой, организацией и схемой принятия решений от проектов, которыми сейчас в ежедневном режиме занимается VCA. Агентство v confession сегодня сосредоточено на событиях для международных брендов — лидеров люкс-индустрии, так называемого тяжёлого люкса. Пару лет назад мы сменили стратегию ведения бизнеса и теперь занимаемся только масштабными выставками и показами и амбициозными проектами, требующими нашей широкой и комплексной экспертизы в области продюсирования и коммуникации. Мы перестали проводить небольшие камерные события, вынуждены были отказаться от сопровождения ряда инициатив локального рынка. Плюс, в 2018 году мы открыли офис в Лондоне, который существенно оттянул на себя наше внимание. Таким образом, мы выпускаем порядка 20 проектов глобального масштаба в год — выставок, показов, шоу. Фактически эти проекты принадлежат огромным корпорациям. Они структурированы, имеют кристально четкое ТЗ, гайдлайны, миллионы сотрудников, и, даже когда мы ответственны за создание креативной концепции и коммуникации, мы все равно часть огромного организма, функционирующего по строго определенным HQ-законам и правилам. Да, мы обязаны выдавать безупречное качество, но мы играем по правилам, находимся в чётких корпоративных рамках. И нам это нравится! В случае с платформой IKRA сфера нашей ответственности гораздо шире. Мы создаем формат, отвечаем за финансирование и продажи, за художественное наполнение и суть коммуникации. Это ни в коем случае не легче, чем процесс соблюдения корпоративных норм и правил люксовых гигантов, ведь в случае ошибки и неудачи ответственны тоже мы сами. Никто не стоит за нашей спиной с «подстраховкой» в виде дополнительного финансирования или контентной поддержки. Для нас это совершенно новый опыт, весьма волнительный, ведь мы ставим на кон свою репутацию и репутацию своих компаний, а это дорогого стоит. Все равно этот процесс интересный и очень увлекательный — в нем колоссальный простор для творчества, который необходим как VCA, так и WRF. — Каким будет фестиваль в этом году? — Новость этого года — разделение платформы IKRA на ряд форматов. В Сочи остается гастрономический фестиваль, с вечерними ужинами, апре-ски, гастрономическими вечеринками, after party, дегустациями и бранчами. Мы приглашаем в «Розу Хутор» всех, кто готов провести час в самолете и попасть на классный курорт с идеально отратраченными трассами, гастрономическими ужинами и поп-ап-рестораном BURO TSUM на склоне, где Чистяков и Зотов накормят вас вкуснейшими альпийскими закусками, а водка «Онегин» нальёт гастрономический коктейль с «Нутеллой» и маршмелоу, и мы все весело станцуем в горнолыжных ботинках на столе. Это такой чистый кайф от общения, катания, знакомства с крупнейшими мировыми шефами, такими как Рока, или Хасегава, Макхейл, Орландо, Криппа, к которым не попасть без предварительной записи. Плюс наш знаменитый гала-ужин, на который в этом году билеты разлетелись моментально. В этом году мы готовим для всех сюрприз и совершенно новый формат партисипаторного искусства — спектакль-ужин с участием семи суперперспективных классных шефов и амбициозных экспериментаторов — Калайджана, Подергана, Бердиева, Райляна, Корпусова, Костарева, Мирона. Это наши кандидаты на мировой гастрономический олимп. Их блюда представят актеры-брусникинцы — Гладстон, Саша Ревенко, Ян Гэ, Петя Скворцов, все молодые, красивые и модные. Дирижерами спектакля будут Владимир Мухин и Андрей Савельев. А потом настанет уже ставший традиционным Courvoisier сelebration moment — салют. Как на Дне города. Приятно быть зачинателями традиций. — Как долго вы занимались разработкой программы фестиваля и организацией? — IKRA — это платформа. В мае пройдёт большой образовательный форум в ЦДП в Москве — IKRA Talks, в конце мая все поедут в «Уткино». Потом состоится наша инициатива IKRA Award, это премия за выдающиеся достижения в гастрономической индустрии. Фактически активности платформы происходят круглый год. Есть команда, которая занимается исключительно этим проектом почти круглогодично. Есть агентство VCA и команда WRF, которые подключаются примерно за два месяца до непосредственного события. — Чем отличаются российские мероприятия и гастрономические фестивали от европейских? — Вы знаете, за последние несколько лет мы значительно расширили собственную географию и с уверенностью хотим заявить, что рефлексия по поводу российской «провинциальности» не всегда справедлива. Если говорить об уровне и качестве организации мероприятий, мы вполне конкурентоспособны и даже можем дать фору нашим коллегам на мировых рынках. Сервис, проработка концепции, отношение к качеству продакшена, света и звука, визуализации — часто все это в России бывает на порядок выше, чем в ряде европейских кейсов. Это отмечают и наши международные партнеры. Именно поэтому мы решили открыть офис в Лондоне — спрос на наши услуги есть, и он существенный. В Европе все гораздо демократичнее. Мало кто делает подобную работу так внимательно, как мы. Разве что французы на Неделе моды в Париже. Особенно хочется отметить наши стандарты работы с гостями на мероприятиях и в принципе в сфере предоставления услуг. В Москве в вопросах, касающихся гостеприимства и сервиса, мы, пожалуй, ближе к азиатам и арабам, чем к европейцам. Для российского рынка характерен пиетет к гостям. Множество хостесс, дормены, парковщики, уважение к деталям, подчеркнутая забота о госте. В Москве, когда вы приезжаете на мероприятия, вам откроют дверь автомобиля, дверь зала, помогут снять пальто и множество хостесс сопроводят до вашего места за столом. В том же Лондоне все совсем не так. В конце концов, мыло вам в руки в туалете никто выдавливать не будет и полотенце подавать. Такое даже представить себе невозможно. Что касается самой гастрономии, то в Европе гастрономия — это естественно, это часть культуры, формировавшаяся веками, как современное искусство и паблик-арт. Помните, как когда-то открытия выставок в Москве считались самыми яркими светскими событиями? А теперь воспринимаются со спокойным интересом и привлекают только ту публику, которая на самом деле имеет к этому непосредственное отношение. Времена меняются. Гастрономия в России сейчас — это тренд, к которому приковано огромное внимание. Новый секс, если хотите. Мы тут неожиданно осознали, что у России есть колоссальный потенциал — корни и история, талантливые шефы, вкусные локальные продукты — и нас сейчас ужасно прёт от всего этого. Пройдёт какое-то время, и всё это станет просто частью нашей жизни. — Какие тенденции сейчас в светских мероприятиях? Больше ужинов или коктейлей? — Если мы говорим о консервативных форматах мероприятий для брендов «тяжелого люкса», то все зависит от бренда, его целей и задач, от его ДНК. Но все же произошел важнейший тектонический сдвиг: в штаб-квартирах больших брендов наконец-то осознали, что Россия — важный рынок, и на нём началась движуха. Это может показаться парадоксальным — на фоне довольно непростой геополитической ситуации как раз в этой области наконец-то происходит глобализация и единение. Chanel, Bulgary, Omega, Hermès, Chloé и многие другие — в Москву пришли глобальные проекты, на которые съезжаются гости с других рынков. Это просто замечательно. Проекты, созданные Москвой и в Москве, становятся бенчмарком. Glenmorangie Land Art Platform, например. Хочется верить, что это станет системной практикой и закрепится на нашем рынке — тем более в Москве это действительно конвертируется в продажи. Что касается тенденций на рынке развлечений в принципе, то гости больше не приходят ради фотографии на пресс-воле. Никому не нужны скучные коктейли — гостям необходим контент. Важно, кто готовит ужин, что готовит, почему готовит. Важно, кто ещё придёт и какую новую информацию вынесет для себя пришедший. Времени у всех мало: темпы, в которых мы живем бешеные. Никто не будет просто так жертвовать своим вечером. Поэтому основным трендом можно назвать осознанное потребление нового опыта и контента, решение собственных насущных задач в период досуга. Гости — аудитория так называемых светских мероприятий, о которых вы спрашиваете, — сейчас живут в парадигме бесконечного саморазвития. Они охотно путешествуют, жадно получают дополнительное образование, занимаются спортом, взахлеб читают и ходят на перформансы в музеи и оперу. Поэтому сейчас стали появляться новые синтезированные форматы досуга, когда всё это можно объединить. И это ещё один тренд. Поехать в горы, помедитировать, покататься, побегать, похудеть, похорошеть, поумнеть, получить новый опыт, выпить классного вина, выложить все это в инстаграм и в классной компании провести время. Так что сейчас — время умных, творческих, находчивых продюсеров. Старые форматы совсем не работают. — В чём секрет успеха v confession? — Мы создаём проекты и смыслы и управляем ими. И всё это сопровождается высоким уровнем сервиса. Мы любим своих гостей и искренне болеем за качество, для нас наши проекты не работа, а сама жизнь, так что мы не особенно устаём в процессе. — Какая у вас главная карьерная амбиция сейчас? — С точки зрения IKRA — это премия за выдающиеся достижения в гастрономической индустрии IKRA AWARD. Это большой и амбициозный проект. С точки зрения VCA — вывести наш лондонский офис на те же позиции, что и московский, и расширить географию своего присутствия в Европе.