Ещё

Банки-«перестраховщики» получили предупреждение 

Банки-«перестраховщики» получили предупреждение
Фото: News.ru
Судя по всему, банки станут реже отказывать клиентам в проведении операций. Во всяком случае, президент поручил и правительству до 30 апреля принять меры для недопущения необоснованных отказов. Поручение дано по итогам февральского форума «».
Корректировка признаков
Тема эта звучит не первый год на разных уровнях. На встрече с банкирами в конце января председатель Центробанка заявила, что регулятор работает над сокращением чёрного списка предприятий и лиц, которых банки не желают обслуживать.
«Мы работаем с  над корректировкой признаков сомнительных операций, чтобы исключить устаревшие, неактуальные критерии, что должно существенно сократить основания для отказа», — сказала тогда глава ЦБ, отметив, что в чёрные списки должны попадать только операции с повышенным уровнем риска.
Набиуллина напомнила, что в прошлом году заработал механизм реабилитации клиентов — при ЦБ начала действовать межведомственная комиссия, которая рассматривает жалобы клиентов-отказников. Но этого, по её словам, недостаточно, поскольку сам факт необоснованного включения компании или индивидуального предпринимателя в отказной список наносит им огромный урон. Их платежи не проходят, а контрагенты перестают им доверять.
«Это, конечно, не означает, что надо закрывать глаза на ситуации, когда под личиной малого бизнеса прячутся «обнальщики», такое есть, но банки должны внимательно относиться к клиентам, а не слепо применять формальные критерии», — сказала она.
Методические рекомендации
В ноябре 2017 года в связи с увеличением количества жалоб клиентов на отказы в обслуживании ЦБ и Росфинмониторинг разработали методические рекомендации по реабилитации фигурантов чёрных списков, цель которых — заставить банки комплексно подходить к решению таких вопросов. В своих рекомендациях ведомства призывают кредитные организации перестать отказывать в обслуживании «автоматически».
«Сам по себе механизм отказа клиентам в обслуживании имеет целью исключительно профилактику совершения ими действий, связанных с отмыванием доходов и финансированием терроризма, иных незаконных финансовых операций, — заявили тогда в Росфинмониторинге. — Недопустимо использование этого механизма для целей, несвязанных с антикриминальной деятельностью, тем более отказ клиентам по формальным признакам».
Чистейшей воды перестраховка
В 2017-м, по данным общественной организации «Деловая Россия», банки заблокировали около 500 тысяч счетов предпринимателей. Денежные средства на них были фактически заморожены. Всё это — чистейшей воды перестраховка, отмечает старший аналитик «Финам» : судя по всему, должен заработать некий алгоритм, который позволит отслеживать по-настоящему сомнительные действия, а не те, которые выглядят таковыми по оценкам банков.
«Чётких критериев до сих пор не существует. Скажем, мне на карту поступает перевод на крупную сумму, тысяч на сто рублей. В одном случае транзакция проходит, в другом — банк её блокирует, действуя по собственному усмотрению. Но за последние годы очень широкое распространение получила именно практика передачи денег друг другу не наличными, а с карты на карту. Это очень удобно: в конце концов, я могу переводить деньги своему ребенку, который со мной не живёт, и у нас даже разные фамилии», — рассуждает Дроздов.
Так что речь идёт о создании универсальных правил игры, касающихся, прежде всего, банков-«перестраховщиков». В противном случае люди просто перестанут пользоваться переводами и уйдут в офлайн, считает собеседник News.ru.
Список stop-факторов
«Понятие «необоснованного отказа» включает в себя список stop-факторов, из-за которых клиенту может быть отказано в проведении той или иной банковской операции. Как правило, это отказ в кредитовании — он касается юридических и физических лиц, имеющих просрочки по кредитам и долги любого типа, а также подозреваемых в мошенничестве», — поясняет News.ru заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин.
Кроме того, продолжает Люшин, в «стоп-лист» входят такие причины как предоставление ложной информации о себе, частые просрочки, задолженности, арест счетов, а также это могут быть: работа на ИП, собственный бизнес, отсутствие собственной недвижимости (если это физическое лицо) и т. п. Последние пункты можно отнести к причинам «необоснованного отказа», которыми и планирует заняться ЦБ. Отныне банки должны перестать «автоматически» вносить своих клиентов в чёрные списки; также предусмотрена программа реабилитации лиц, попавших в стоп-листы — у банков будут запрашиваться документы для оценки правомерности отказов.
«По статистике, на данный момент около 50% банков совершают многочисленные необоснованные отказы. Если анонсированные изменения произойдут, многие банки, которые предпочитают отказывать своим клиентам чаще, чем предоставлять услуги, попадут под санкции. Так что им придётся пересмотреть свою систему работы», — говорит Люшин.
Видео дня. Бузова рассказала, как мыла полы и сдавала бутылки
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео