Войти в почту

Китайская (анти)утопия: Искусственный интеллект как основа экономики

Huang Zongzhi/Xinhua/ZUMA/TASS Китайская (анти)утопия: Искусственный интеллект как основа экономики«Профиль» продолжает рассказ о новейших технологиях Китая, в которых воплотились многие прогнозы научных фантастов. К ним стоит присмотреться, чтобы понять, какое будущее нас ждет. Первая часть: Скоростные поезда и города-призраки Дом, который построил Джек «В Питомнике уже отдолбили основы кастового самосознания, голоса теперь готовили будущего потребителя промышленных товаров. «Я так люблю летать, – шептали голоса, – я так люблю летать, так люблю носить все новое, так люблю… А старая одежда – бяка… Недопотребление – прямое преступление против общества». О. Хаксли. «О дивный новый мир», 1932 г. Если нынешние экономические успехи Китая принято связывать с фигурой Дэн Сяопина, то для китайских инноваций и IT-индустрии патриархом является Джек Ма (китайское имя Ма Юнь), основатель корпорации Alibaba. В китайских соцсетях существует настоящий культ личности Джека Ма. Каждое его высказывание превращается в цитату, в которой ищут скрытый философский смысл. Его история успеха служит ролевой моделью для миллионов китайцев, мечтающих о том, как из неудачника, трижды провалившего вступительные экзамены в вуз, превратиться в самого богатого человека КНР. Началось же все с того, что в 1995 году во время поездки в США Ма узнал о существовании интернета. Вернувшись на родину, он основал компанию, создававшую веб-сайты для китайских производителей и издававшую рекламные буклеты. КНР стремительно превращалась в «мастерскую мира», но найти информацию о китайских поставщиках для иностранцев все еще было проблемой. Так Джек Ма обнаружил золотую жилу. Спустя четыре года он создал интернет-площадку, на которой искали друг друга китайские поставщики и зарубежные покупатели. Сайт получил название Alibaba как раз для удобства иностранцев. Ничего нового Джек Ма не придумал – подобные площадки были распространенным делом для Запада. Однако они не смогли бы работать с мелкими китайскими производителями, и эту нишу заняла Alibaba. Следующий проект, Taobao, тоже был копией – сайта eBay, то есть организованный по принципу С2 С (потребитель потребителю). Однако уже в нем создатели реализовали ряд инновационных подходов, опередивших свое время. Это, а также колоссальный масштаб китайского рынка быстро превратил компанию Джека Ма в одного из мировых лидеров отрасли, из-за которого eBay был вынужден закрыть свое китайское представительство. В 2008 году корпорация Alibaba открыла интернет-магазин T‑mall (копия Amazon, принцип В2 С, то есть бизнес – потребителю). В 2010‑м – торговую площадку Aliexpress, которая совмещала в себе различные форматы и, в отличие от Taobao, была ориентирована на завоевание мирового рынка. Кстати, отчасти это удалось. В 2017 году Aliexpress стал самым популярным интернет-магазином на постсоветском пространстве. Для Китая же площадки из семейства Alibaba давно превратились в нечто большее, чем просто интернет-магазины. Это предмет национальной гордости, объект исследований ученых, своеобразный элемент китайской «мягкой силы». Воздействие компании на национальную экономику намного шире, чем это может показаться на первый взгляд. В одном лишь 2017 году корпорация Alibaba создала более 36 млн рабочих мест. И речь, конечно, не только про сотрудников корпорации, сидящих в смарт-кампусе в Ханчжоу. Бум интернет-торговли, двигателем которого стали площадки Alibaba, изменил представления простых китайцев о своем месте в экономике. Он позволил миллионам людей открыть собственные «магазинчики» и почувствовать себя «лаобанем» – хозяином. Он вызвал бум микрологистики, благодаря которому миллионы безработных начали зарабатывать развозом покупок по всей КНР (общий объем перевозок за 2018 год составил невообразимую цифру – 50 млрд посылок). В каком-то смысле именно он создал тот самый средний класс и общество «средней зажиточности» – «сяокан», о которых так много говорил Дэн Сяопин в 1980‑е. С помощью сервиса Alipay можно оплатить покупки в магазинеImaginechina/APF/East News Бум интернет-торговли стал предтечей успехов Китая в инновациях сферы услуг и сфере IT. В значительной степени эти успехи были обеспечены работой гигантов интернет-торговли – той же Alibaba и ее последователей, которых мотивировала возможность доступа к ненасытному китайскому потребителю. В результате сейчас КНР находится на ведущих позициях в мире в связи 5G, робототехнике и анализе больших данных (big data). Китай дальше всех в мире продвинулся по пути развития искусственного интеллекта (ИИ) и обладает передовыми разработками в сфере распознавания речи и образов. В тестовом режиме эти системы уже внедряются в «народном хозяйстве». Например, в городе Цзиньхуа в автобусах установили платежные терминалы с возможностью «оплаты лицом» (сумма за проезд снимается с банковского счета, привязанного к смартфон-приложению). В колыбели частного предпринимательства КНР – Вэньчжоу – создана целая торговая улица, где за все покупки можно расплатиться с помощью распознавания лица. Успехи Китая в развитии ИИ и анализе big data базируются на нескольких ключевых факторах. Во‑первых, это изначальный доступ к огромным базам данных для подражания (а для искусственного интеллекта чем больше, тем лучше). Во‑вторых, слабость политики защиты персональных данных, что делает абсолютно любую личную информацию, которая обрабатывается на китайских интернет-площадках, достоянием государства. В‑третьих, это наличие огромного рынка рабочей силы, способной за небольшие деньги заниматься скучной монотонной работой – маркировать для искусственного интеллекта образцы информации. Создание «фабрик данных» для ИИ – один из наиболее распространенных китайских стартапов в сфере IT. Впрочем, «фабрика» – это громко сказано. В основном такие стартапы выглядят как небольшое помещение складского типа, где десятки работников проводят дни, просматривая различные фотографии и видео, маркируя все, что видят: машины, дома, дорожные знаки. (В общем, делая то, что Google просит вас каждый раз, когда у него возникают сомнения в адекватности вашего запроса). Как пишет New York Times, «прежде чем искусственный интеллект начнет понимать, что черная и белая кошка – это одно и то же животное, ему нужно обработать колоссальное количество маркированных фотографий и видео». Вот тут ему на помощь и приходят «фабрики данных». Результаты этой работы позволяют интернет-магазинам делать волшебные вещи. Вы можете сфотографировать любую понравившуюся вам вещь, и мобильное приложение Taobao тут же опознает ее и предложит несколько вариантов соответствующего товара. Интернет-магазин Alihealth (дочка Alibaba) обработает информацию о ваших симптомах болезни и, основываясь на базе данных из нескольких миллионов лечебных историй, продаст вам подходящие лекарства. Стоит ли говорить, что в обоих случаях покупка осуществляется тоже через интернет? Андрей Прохорович, CEO компании Eurasia Development, говорит, что результаты обработки больших данных – это главная валюта будущих поколений. В качестве примера компании, которая объединяет новейшие разработки в сфере big data, ИИ и биотеха, он называет iCarbonХ. Эта фирма, появившаяся только в 2015 году, своей целью называет объединение данных о генах и здоровье человека с секвенированием и технологией искусственного интеллекта. Уже сейчас компания создала около миллиона т. н. «аватаров» – довольно точных цифровых копий организма реальных людей, отслеживая данные, по которым компания сможет подбирать лечение для клиентов и давать персонализированные рекомендации о ведении здорового образа жизни, диете, режиме работы и отдыха. В iCarbonX уверены, что в ближайшие годы их клиентура вырастет до 100 млн человек. Ключевое преимущество iCarbonX перед западными конкурентами – доступ к большей базе данных. Получить персональные данные помогает один из главных инвесторов проекта – компания Tencent, чьим мессенджером WeChat пользуются более миллиарда китайцев. Продолжение следует.

Китайская (анти)утопия: Искусственный интеллект как основа экономики
© Профиль