Войти в почту

Сколько правды в доле шутки: казахстанские художники о правах человека

АСТАНА, 17 фев — Sputnik. Алматинская галерея ArtMeken привезла в Астану выставку, посвященную 70-летию подписания Декларации прав человека. Экспозиция называется "Дурные шутки", впервые ее показали в Алматы в декабре. Однако на столичной площадке PlatformA project room в бизнес-центре "Москва" посетители смогут увидеть ее расширенную версию, поскольку к участию пригласили художников из Астаны. Также здесь можно увидеть часть работ с выставки "Права человека: 20 лет спустя" 2017 года. В столичной экспозиции можно увидеть 19 работ казахстанских художников, это Бахыт Бубиканова, Елена и Виктор Воробьевы, Ербосын Мельдибеков, Erden Zikibay, Зоя Фалькова, Мансур Смагамбетов, Нурбол Нурахамет, Павел Овчинников, Рашид Нурекеев, Сауле Дюсенбина, Куаныш Базаргалиев, Амир и Бахтияр Шайкежановы, Айгерим Мажитхан, Аружан Жумабек. Произведения представлены в разных техниках - видео, керамика, живопись, инсталляция, графика, скульптура. Пророки не шутят Каждый художник - немного пророк, он видит на много лет вперед, считает куратор выставки, искусствовед Валерия Ибраева. "К сожалению, то, что видит художник, очень часто сбывается", - отмечает куратор. Первая посвященная правам человека выставка казахстанских художников современности состоялась в 1997 году. В то время она была посвящена главным образом теме нищеты. Новая экспозиция добавляет еще больше вопросов и своеобразно подводит итоги прошлого года. "2018 год в Казахстане ознаменовался мощными гражданскими инициативами, вызванными несколькими драматическими событиями. Движения "Требуем реформу МВД", "Защитим Кок Жайляу" объединили людей. Выставка "Права человека: 20 лет спустя" показала – люди искусства не считают себя оторванными от жизни общества, а, напротив, довольно остро реагируют на ситуации, возникающие в стране. Выставка этого года, открывающаяся к 70-летнему юбилею подписания Всеобщей Декларации прав человека, еще более актуальна – художники, не сговариваясь, предоставили работы, иронически и сатирически обыгрывающие те или иные моменты", - отмечает Ибраева. О чем говорят работы художников? Куратор рассказала о знаковых объектах экспозиции. К примеру, видеоинсталляция Бахыт Бубикановой повторяет эпизод из мультфильма "Том и Джерри". Она пытается спрятаться от глаз наблюдателя, залезть в мышиную нору, закрыть руками и собственным телом мобильный телефон – источник информации. Erden Zikibay ("Адас", 2018) и Сауле Дюсенбина ("Всегда есть надежда", 2018) говорят о детях, затрагивая спектры отношения к ним – от откровенной жестокости до простого, но малообъяснимого запрета на обыкновенную игрушку. Елена и Виктор Воробьевы анализируют ситуации, а точнее позиции, в которых оказываются полицейские, разгоняющие людей на улицах ("Винтаж", 2018). "Версия этого графического цикла, кстати, пользовалась большим успехом на арт-ярмарке в Дубае и была почти полностью раскуплена арабскими любителями искусства", - добавляет куратор. Тему полицейского, гоняющегося за людьми, продолжает Зоя Фалькова в своей пародии на чернофигурную древнегреческую вазопись. "Как активная деятельница фемдвижения, она не преминула вторгнуться в мужской мир древнегреческого спорта, назвав свою работу "Сама виновата" (2018) – классической фразой, которой заканчиваются любые разборки на тему домашнего насилия и нападения на женщин", - рассказывает Ибраева. Выход для всех этих ситуаций предлагает Рашид Нурекеев в инсталляции "Обратная сторона ветра. Коновязь" (2018), использовав старинное приспособление степняка для удержания скота на определенном месте. Еще более заостряет тему "фиксированного" человека Ербосын Мельдибеков, используя в новой работе свои старые фотографии людей, придавленных камнями или по шею закопанных в землю. Серию пафосных названий, которых довольно много на выставке, поддерживает и скульптура художника из Астаны Мансура Смагамбетова. "Его работа 2018 года "Прорыв" – это целая эскадрилья самолетов, собранных из фляг для воды. В аннотации к работе художник сетует на недостаток времени для учебы сельских детей, вынужденных постоянно таскать воду из колонок для нужд семьи. Фляги-самолеты – ироническое предложение художника облегчить труд детей и дать им возможность учиться", - указывает куратор. В 2019 году эстафету алматинских художников подхватили астанинские художники - Айгерим Мажитхан с инсталляциями "Транссибирский экспресс" и "Каралы сулулар" посвященными вопросам молодежи и положения женщин в Казахстане. А также Аружан Жумабек с серией плакатов "Фрагменты", которая иллюстрирует статьи Декларации прав человека. Столичный живописец Сауле Малиева изобретательно зафиксировала на своем полотне "Аксиома" бюрократическое отношение к человеку. Эти и другие работы можно увидеть ежедневно, с 12.00 до 20.00 в галерее PlatformA project room.

Сколько правды в доле шутки: казахстанские художники о правах человека
© Sputnik Казахстан