Войти в почту

Неиспользованные подарочные карты и сертификаты теперь можно сдать в магазин

Евгений Стецко/Ведомости/ТАСС Неиспользованные подарочные карты и сертификаты теперь можно сдать в магазинПодарочные сертификаты можно вернуть в магазин и получить деньги, отказывать продавцы не вправе. Верховный суд РФ на примере спора Роспотребнадзора с сетью молодежной одежды заявил о недопустимости ущемления прав потребителей. Но многие известные магазины продолжают настаивать: деньги не возвращаем – либо что-то покупайте, либо передаривайте ненужный презент. Подневольный покупатель После новогодних праздников, а также после 23 февраля и 8 марта на интернет-площадках бесплатных объявлений и в соцсетях появляются предложения о продаже различных подарочных карт и сертификатов. Кому-то они просто не подошли – даритель не угадал с предпочтениями или в магазине ничего не нашлось на вкус одаряемого, либо человеку нужнее деньги. Отдать сертификат авторы таких объявлений готовы с вполне ощутимой скидкой от 10 до 25% от его номинала. Заниматься самостоятельной продажей подарочной карты, причем с дисконтом, люди вынуждены из-за невозможности обменять ее на деньги непосредственно в магазине, реализовавшем ее. Продавцы часто уверяют: сертификаты возврату не подлежат, а порой имеют и срок годности, например, три года, а также условие о возможности воспользоваться картой лишь единожды – потом она изымается, а неиспользованная сумма «сгорает». Несогласным клиентам предлагают ознакомиться с правилами или положениями магазина об использовании таких «подарков». О невозможности обменять карту на деньги корреспонденту «Профиля» сообщили операторы call-центров большинства опрошенных магазинов: предлагающих покупателям парфюмерию и косметику «Рив Гош» и «Летуаль», ювелирные украшения – «Санлайт», интернет-магазина Ozon и продуктового ритейлера «ВкусВилл». О невозможности вернуть продавцу сертификат свидетельствуют и опубликованные на сайтах правила магазинов «Перекресток», «Буквоед» и «Детский мир», по которым остаток средств на карте «сгорает», если покупка меньше ее номинала. Последнее условие есть и у «ВкусВилла» – операторы его контакт-центра предлагают в таком случае взять еще какой-нибудь товар. Аналогичные правила действуют и в магазине одежды «Остин». Исключением стал «Иль де Ботэ», где оператор сообщил о возможности возврата денег за подарочный сертификат, уточнив, что если его оплата проводилась по банковской карте, то потребуется присутствие ее владельца. Клиент прав Однако такие правила, запрещающие возврат сертификатов, ущемляют права потребителей, решил недавно Верховный суд РФ. Он указал, что московское управление Роспотребнадзора законно оштрафовало на 10 тыс. рублей компанию «Бершка СНГ» (магазины одежды Bershka) за эти условия. Ранее на сторону чиновников в споре с ритейлером встал и Девятый арбитражный суд, который отменил решение нижестоящего суда в пользу компании. По мнению ВС РФ, оплата покупателем подарочной карты – это аванс, а потому в силу закона продавец не может оставить его себе. В противном случае продавец, ничего не предоставивший клиенту взамен, получит неосновательное обогащение, решила апелляция, и с этим выводом согласился ВС РФ. За включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законом, компаниям грозит административный штраф от 10 тыс. до 20 тыс. рублей (ст. 14.8 КоАП). Аванс или опцион Единообразия в судебной практике нет – суды в аналогичных случаях то встают на сторону продавцов, то соглашаются с контролирующими органами, говорит адвокат Валерия Аршинова. Но решение ВС РФ может исправить ситуацию. Причина противоположных выводов судов кроется в том, что они по-разному оценивают сам договор о продаже сертификата. И если по мнению ВС РФ это аванс, то иногда нижестоящие суды полагали, что это опцион. А опционный договор прекращается, если одна из сторон не заявит в установленный срок требование, например, продать товар. При этом при прекращении такого договора произведенный по нему платеж не возвращается, если стороны не договорились об ином. Изначально и в споре «Бершка СНГ» с чиновниками Арбитражный суд Москвы весной 2018 года заявил, что Роспотребнадзор зря оштрафовал магазин, так как договор был опционным. Суд прислушался к продавцу, по мнению которого смысл подарка теряется, если сертификат можно обменять на деньги в обход воли дарителя. Кроме того, возврат сертификата напоминает банковские операции, например, открытие депозита на предъявителя, но для них требуется лицензия. Суд ранее согласился, что возвратные сертификаты способствовали бы обезличенному и бесконтрольному для государства обороту денег и их можно было бы использовать для отмывания преступных доходов. Несколько иначе объяснял свой отказ наказывать магазин «Буквоед» за аналогичные условия в 2017 году Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. По его мнению, магазин должен вернуть деньги только тогда, когда по какой-то причине не может передать клиенту товар или оказать услугу. Закон на стороне потребителей Глава комитета Торгово‑промыш-ленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов отмечает, что подарочные карты и сертификаты вошли в практику розничной торговли в последнее десятилетие и достаточно широко используются, особенно в периоды перед знаковыми праздниками – Новым годом, 23 февраля, 8 Марта. «Правда, по большей части в сегментах косметики, парфюмерии, белья, аксессуаров, хотя их применяют и розничные сети FMCG», – говорит он. По его мнению, и юридически, и по факту внесенные за отпечатанный листок бумаги деньги являются авансовым платежом клиента продавцу, который получает его и может располагать этими средствами вплоть до фактической реализации права на получение того или иного товара в течение срока, оговоренного условиями использования карты. «Понятно нежелание продавца возвращать полученные средства. Но, как и в случае продажи любого другого товара, у покупателя должно быть право вернуть карту продавцу», – говорит он. Признание покупки подарочной карты авансом дает достаточно много прав его конечному получателю. Адвокат Валерия Аршинова отмечает, что обладатель сертификата может отказаться от него и потребовать вернуть деньги. «Если потребителем при совершении покупок был использован не весь оплаченный номинал подарочной карты, то он также вправе поставить вопрос о возврате ему разницы, поскольку в ином случае она будет составлять для ритейлера неосновательное обогащение», – объясняет она. Даже после истечения срока действия карты магазин должен принять ее назад. Дело в том, что в этом случае прекращаются и все обязательства сторон по договору, объясняет Валерия Аршинова, но поскольку ритейлер ничего не предоставил покупателю взамен, то у него нет права отказать в возврате средств. Гендиректор юркомпании «Глазунов и Семенов» Валерий Глазунов подтверждает, что такой аванс можно вернуть, иначе это неосновательное обогащение, которое взыскивается в судебном порядке. В пользу этого свидетельствуют даже решения судов по спорам между ритейлерами с налоговыми органами. Еще в 2014 году, напоминает Валерия Аршинова, арбитражный суд Московского округа указал, что остаток средств по неотоваренным подарочным картам не переходит в одностороннем порядке в собственность налогоплательщика, то есть магазину. Эти деньги подлежат возврату покупателю, либо переводу на новый договор или зачеты в счет выпуска новых карт. «Если придерживаться той позиции, что приобретение сертификата представляет собой авансирование будущей покупки, и условия договора с магазином не будут препятствовать такому толкованию, то покупатель может вернуть деньги за сертификат, у которого уже истек срок действия», – соглашается адвокат из конторы «Бородин и партнеры» Олеся Спиричева. По ее словам, деньги вернут тому, кто заключал с магазином договор о приобретении сертификата, то есть дарителю. На практике магазины возвращают деньги безналом, если потребитель оплачивал покупку картой. Валерий Глазунов напоминает, что любые правоотношения между магазином и покупателем регулируются Гражданским кодексом и законом о защите прав потребителей. «Так что нет никакой разницы, куплен сертификат или куплена вещь. Сертификат по сути означает, что за товар уже внесен аванс. А, следовательно, этот договор можно расторгнуть и потребовать возврата денег. Усложняется эта ситуация при оплате безналом – обычно в этих случаях необходима помощь лица, который этот сертификат подарил», – отмечает он. Как действовать Адвокат из коллегии «Де-юре» Антон Пуляев советует направлять компании-продавцу письменную претензию с требованием возврата средств на основании статьи 1102 Гражданского кодекса РФ («Обязанность возвратить неосновательное обогащение»), если в магазине вопрос решить не удалось. В ней нужно описать сложившуюся ситуацию, подтвердить оплату и указать срок возврата денег. Если продавец претензию проигнорировал, то можно обращаться с аналогичными требованиями в суд, рекомендует он. По словам Олеси Спиричевой, также можно обратиться в Роспотребнадзор, который вправе оштрафовать магазин за нарушение прав потребителей по ст. 14.8 КоАП. «Однако нужно учитывать, что к компетенции указанного госоргана относится привлечение продавца к административной ответственности, а не помощь покупателю в возврате уплаченных денежных средств», – подчеркивает советник юридической фирмы «Косенков и Суворов» Александр Баёв. По словам Олеси Спиричевой, теоретически на сертификат можно купить непродовольственный товар, не являющийся технически сложным, а затем в течение 14 дней его вернуть и получить деньги. «Но если магазин отказывается вернуть деньги за сертификат, то он откажет и в возврате денег за приобретенный по нему товар», – полагает она. Этот трюк может и не сработать, так как некоторые магазины в этом случае возвращают не деньги, а сертификат. Поэтому лучше уточнить этот вопрос заранее.

Неиспользованные подарочные карты и сертификаты теперь можно сдать в магазин
© Профиль