Ещё

Страх Польши перед украинской курятиной и ядерные реакторы из России: с кем и чем торгует Украина (Апостроф, Украина) 

Фото: ИноСМИ
В начале этого года Украина подписала соглашение с Израилем о зоне свободной торговли. Об особенностях договоренностей с израильской стороной, проблемах украинских предпринимателей на европейском рынке, о конкурентоспособности наших товаров, а также особенностях торговли с РФ — в интервью «Апострофу» рассказала советник министра экономического развития и торговли Украины Роксолана Пидласа.
Апостроф: Украина успела подписать соглашение с Израилем о зоне свободной торговли. Его готовили с 2013 года, то есть почти шесть лет. Почему так долго, какой этап прошла Украина в этом вопросе, и что теперь мы имеем?
Роксолана Пидласа: Было семь раундов переговоров. Большинство из них пришлось на 2016-2018 годы. Были интенсивные переговоры, но «долго» — это относительно. Например, переговоры о вступлении в ВТО Украина вела 14 лет. Переговоры касательно соглашения о свободной торговле с Турцией мы ведем с 2011 года. Поэтому с Израилем — еще относительно недолго. Это очень кропотливая работа. Представьте себе документ в одной языковой версии на тысячу с чем-то страниц, и в нем перечислены все товарные позиции, которые вообще можно представить. Все, что можно экспортировать и импортировать — там все это перечислено, а также для каждой из товарной единицы в документе указаны условия ввоза на таможенную территорию Украины и условия ввоза на территорию Израиля. Обсудить каждую тарифную линию — достаточно долгий процесс. При этом необходимо посмотреть условия производства на национальном рынке, могут возникнуть чувствительные вопросы с производителями или экспортерами и так далее.
— По каким вопросам не могли прийти к согласию?
— Таких проблемных и конфликтных вопросов именно в этой сделке не было. Мы всегда отстаиваем максимально выгодные условия для производителей сельскохозяйственной продукции. Потому что украинская сельскохозяйственная продукция является очень конкурентной на мировом рынке. И рынок стран, которые имеют большую рыночную емкость — например, ЕС, где проживают 500 миллионов человек — сложно насытить украинский продукцией. А вот рынок Израиля достаточно легко, поэтому это очень важный вопрос для пищевой продукции.
— После подписания соглашения мы не можем сразу торговать по нему напрямую, существует определенный переходный период на некоторые группы товаров. Расскажите более подробно об этом процессе?
— Для того, чтобы соглашение вступило в силу, его надо ратифицировать в Верховной раде и в Кнессете Израиля. Это еще займет некоторое время, один или два месяца. Сразу после этого отменяются ввозные пошлины между Украиной и Израилем. Например, Израиль сразу же отменяет пошлины на более чем 9% сельскохозяйственных товаров и 80% промышленных. Для других товаров будут переходные периоды: три, пять, семь лет. Есть некоторые позиции, по которым не будет полной отмены пошлин, а будет льготная ставка. Есть базовые ставки, которые применяются в странах-членах Всемирной торговой организации, и соглашение предусматривает льготу по некоторым позициям. Например, —15% от базовой ставки или —50%.
— Сориентируйте, какие это группы товаров?
— Есть много примеров того, что Украина может экспортировать в Израиль без пошлин, сразу после вступления в силу соглашения. Это такие товары как: рыба, филе рыбы, консервированные овощи, лекарственные средства, удобрения, парфюмерная продукция, продукция химической промышленности. Далее три года переходный период: орехи, специи, косметические препараты, женскую украинскую одежду, изделия из керамики, садовые инструменты. Далее пять лет переходный период: мороженое мясо утки, продукты из рыбы, белье постельное и кухонное, а также многое другое.
— Насколько израильский рынок был значимый в матрице украинской торговли, входил ли Израиль в ТОП-10? Известно, что именно в сельскохозяйственной сфере Израиль для Украины очень интересен потому, что израильские предприниматели хотят инвестировать в нашу отрасль нанотехнологий, а украинские аграрии стремятся экспортировать туда свою продукцию.
— Украинские аграрии уже экспортируют в Израиль достаточно много. За январь-ноябрь 2018 года, то есть за 11 месяцев, было экспортировано продукции АПК и пищевой промышленности на 300 миллионов долларов, в 2017 году — более чем на 400 миллионов, а в 2016 году было меньше, но в целом этот показатель стабилен. Плюс, что именно интересно с Израилем — Украина экспортирует больше, чем импортирует. Если общий объем экспорта в 2017 году за целый год составил 604 миллиона долларов, то импорт — 168 миллионов долларов, и это достаточно стабильно — то есть 300-400 миллионов долларов у нас «плюс» каждый год. По нашим оценкам и расчетам, после начала действия соглашения о свободной торговле сальдо не ухудшится.
— С какими странами вы сейчас еще ведете переговоры касательно зоны свободной торговли? Возможно, есть какие-то интересные рынки?
— Сейчас ведутся переговоры касательно зоны свободной торговли между Украиной и Турцией. Уже состоялось 10 раундов переговоров, и они продолжаются и дальше. Относительно рынков, которые интересны для нас… В 2017 году было принято экспортную стратегию Украины, в которой были определены 20 перспективных рынков для украинского экспорта. Туда входят, например, Канада, Египет, Индия, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие. Всего 20 стран, в которые нужно, в том числе и с помощью правительственных инструментов, продвигать украинский экспорт. Когда мы размышляем, с какими странами нам нужно проводить переговоры о либерализации, доступе на их рынки, то в первую очередь ориентируемся именно на этот список. Кроме соглашений о свободной торговле существуют еще соглашения о преференциальной торговле. Они предусматривают снижение базовых ставок, разработанных Всемирной торговой организацией.
— На какой период рассчитана эта стратегия?
— Стратегия до 2021 года. Она предусматривает инструменты расширения экспорта и его продвижение. Сейчас мы разрабатываем секторальные экспортные стратегии для различных отраслей, и, конечно, есть план действий по ТОП-20 рынков. Едва ли через три года они изменятся. Были проведены расчеты, и на ближайшее время, 5-7 лет, можно спокойно ориентироваться на этот список.
— «Апостроф» в материале об итогах года — с кем больше всего торговала Украины — писал, что Россия остается первой страной в этом списке. Почему эта тенденция сохраняется, за счет каких товаров?
— В первую очередь это энергоресурсы, которые мы импортируем из России. Это крупнейшая по объему категория импорта, а также категория, в которой отрицательное сальдо, и оно ухудшается. То есть, в двусторонней торговле мы не экспортируем в Россию энергоносители, а импорт увеличивается. Хочу подчеркнуть: речь идет не о газе, а о нефтепродуктах и каменном угле. Это чувствительные для Украины товары, и с их импортом вряд ли можно прямо сейчас что-то сделать, кроме системной работы по диверсификации источников.
Вторая группа, тоже существенная, это импорт ядерных реакторов и комплектующих, так называемые ТВЭЛ — тепловыделяющие элементы. Сейчас, как мне известно, министерство энергетики ведет переговоры по диверсификации поставок. В 2015-2017 годах увеличились поставки этих ТВЭЛов из Швеции, поэтому есть надежда, что импорт из России будет сокращаться, в том числе и благодаря мерам, которые проводит правительство. Уже достаточно широкий перечень санкций на импорт товаров из РФ (и он постоянно расширяется).
— Наши предприниматели, которые хотят экспортировать свой товар, часто жалуются, что им не совсем понятны правила, по которым это нужно делать (если мы говорим о малом и среднем бизнесе). Как министерство экономического развития и торговли Украины может им помочь, чтобы упростить эти правила игры?
— Правила экспорта — это отдельная история. Каждая страна выставляет свои условия по качеству продукции, ее безопасности, в каждой стране — свои ставки пошлины и рынок, потребители отдают предпочтение разным категориям товаров, разного качества. Для того, чтобы поддержать украинского экспортера, мы еще в 2015 году начали создавать экосистему, которая ориентируется на иностранные рынки. В эту систему входит и будущее Экспортно-кредитное агентство, которое должно начать работать в этом году, и Офис по продвижению экспорта, который уже работает с 2015 года, а недавно превратился в полноценное государственное учреждение. Опять же, Совет по международной торговле, который говорит именно о правилах игры. Также работают в этом направлении межправительственные комиссии, занимающиеся непосредственно секторальными вопросами по каждой стране отдельно. Офис по продвижению экспорта в свою очередь предоставляет широкий спектр консультационных и образовательных услуг частным компаниям. Они помогают украинскому экспортеру найти партнеров за рубежом, консультируют по поводу того, на что нужно обратить внимание. К примеру, много вопросов возникает по кошерной продукции: должна ли она такой быть для израильского рынка, можно ли экспортировать некошерные товары. Если с такими вопросами обратиться в Офис по продвижению экспорта, то они прояснят, что не обязательно продукция должна быть кошерной, но потребитель заинтересован в соблюдении требований кошерности, поэтому можно обратиться в специальную ассоциацию, которая сертифицирует вашу продукцию, и поставить отметку на товаре о том, что он соответствует всем требованиям.
Если говорить о малом и среднем бизнесе, то Офис продвижения экспорта помогает найти партнеров через европейскую сеть European Enterprise Network, программу COSME, ориентированную на малого и среднего производителя в разных странах.
— Насколько сегодня украинская продукция, если речь идет про агросектор, является конкурентоспособной в Европе? Потому что об Украине чаще говорят как о сырьевом рынке, о стране, которая продает сырье и не имеет значительного количества конечно-потребительского конкурентного рынка. Какая ситуация сейчас с этим, и как перестать быть просто сырьевой страной?
— Касательно украинской аграрной продукции есть фантастический пример, который меня очень радует. Это история о том, что сотрудничество с ЕС и торговля с ним имеет большое политическое значение для Украины. До того, как заработало соглашение о свободной торговле, Украина практически не экспортировала сливочное масло в страны с высокими требованиями по безопасности продукции, в частности, в западные страны. После того, как заработала зона свободной торговли, и украинские производители начали получать разрешения на экспорт в ЕС, то есть подтвердили качество своей продукции, Украина в 2018 году вошла в пятерку мировых лидеров по экспорту сливочного масла, а это свидетельствует — то, что покупают в ЕС, покупают и во всем мире.
Относительно перехода к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, то здесь большое значение имеет Региональная конвенция о пан-евро-средиземноморских правилах происхождения, к которой присоединилась Украина. Мы начали применять положения этой конвенции с ЕС в начале этого года и планируем расширять их применение к торговле с Израилем, будем пересматривать соглашение о свободной торговле с Грузией. Что именно это значит? В международной торговле существуют так называемые сертификаты о происхождении товаров, в которых указывается из каких материалов сделан продукт и какова степень его локализации. То есть, если вы экспортируете, например, из Грузии комплектующие и используете их для производства в Украине, там будет указано какая степень переработки и на сколько процентов этот товар является украинским. Для того, чтобы экспортировать без пошлины эту продукцию в ЕС, степень локализации товара должна быть на уровне 50-60%, он должен быть преимущественно украинским, но данная конвенция добавляет совершенно новую точку зрения в этот процесс. Теперь мы создаем так называемые треугольники диагональных кумуляций. После того, как вступят в силу изменения о свободной торговле, мы сможем импортировать сырье из Грузии, перерабатывать его в Украине и экспортировать в ЕС как украинский товар, то есть по нулевой или льготной ставке ввозной пошлины. Вот именно это позволяет и создает стимулы для производителей, чтобы именно в Украине размещать производство продукции с высокой добавленной стоимостью. К тому же, с точки зрения торговли Украина имеет достаточно хорошие условия, у нас заключены соглашения о свободной торговле с 45 странами, Израиль уже 46 страна. При желании можно экспортировать во все уголки мира.
— Есть ли у вас обратная связь от бизнеса, с какими проблемами они чаще всего сталкиваются при экспорте? Возможно, это коррупция на таможне или какая-то несправедливость. Я общалась с несколькими предпринимателями, которые занимаются экспортом в Европу, то в Польше их конкуренты подавали в местную ассоциацию документ, в котором спрашивали, почему украинское печенье находится на одной полке с польским.
— Украинская продукция является достаточно конкурентоспособной. Такая же история была с курятиной, потому что польские производители чувствовали угрозу со стороны украинских производителей, ведь товар дешевле. Курятины Украина может поставлять много, и эта продукция может полностью насытить рынок одной страны. Минэкономразвития исследовало вопрос валютного регулирования: с чем именно возникают проблемы у экспортеров. В частности, экспортеров беспокоят такие требования как продажа части валютной выручки (мы проводили опрос). Но мы понимаем и видим, что Национальный банк достаточно прогрессивно относится к этому вопросу и либерализует валютное регулирование, поэтому Украина движется в целом в правильном направлении.
— Есть ли еще какие-то законопроекты в Верховной Раде, которые могут упростить условия ведения бизнеса именно в экспортном вопросе?
— Сейчас в Верховной раде находится комплексный законопроект, который должен улучшить позиции Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса. Он предусматривает ряд различных изменений, которые нужно принять для того, чтобы Украина поднялась в Doing Business, а это очень сильно связано с привлечением инвестиций и размещением в нашей стране производства с высокой добавленной стоимостью. Международные инвесторы в любом случае ориентируются на этот рейтинг, это один из первых пунктов, на что они обращают внимание.
— Из года в год мы растем в рейтинге Doing Business, но идет критика со стороны инвесторов о том, что их права здесь не защищены. Как защитить права инвесторов в Украине?
— Когда бизнес-ассоциации проводят опрос по поводу того, что больше всего мешает ведению бизнеса в Украине, то в первую очередь речь идет о проблемах с коррупцией и судебной системой. То есть налоги, их ставки, администрирование — это все не является первоочередной проблемой. Самая большая проблема — это коррупция. А в этом вопросе нет одного простого решения, которое может принять Министерство экономики или Верховная Рада, а это большая и комплексная борьба, которая будет продолжаться еще некоторое время в Украине.
— Делает ли министерство экономики какие-то прогнозы относительно общей торговли Украины на 2019 год? Экспорт и импорт увеличатся?
— И экспорт, и импорт увеличатся. Экспорт растет в первую очередь за счет того, что улучшаются условия ведения бизнеса и расширяется производство в Украине. Мы наблюдаем за тем, как развивается промышленное производство, возможно, не такими темпами как бы нам того хотелось, но, например, в прошлом году оно выросло на 1% и в этом году мы ожидаем продолжения роста, а это приведет к тому, что будет расти экспорт. Плюс соглашение о свободной торговле с Израилем создает новые возможности. Мы ожидаем, что благодаря действию этого соглашения экспорт в Израиль вырастет минимум на 635 миллионов долларов в год или больше. К тому же, действуют и другие соглашения. Импорт также, к сожалению, будет расти, но в первую очередь речь идет об инвестиционном импорте. Потому что когда растет экспорт, производители получают валютную выручку, которую затем могут использовать для модернизации своего производства.
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео