Войти в почту

Пыль в глаза: почему курс на ЕС и НАТО не поможет Украине (Апостроф, Украина)

Конституция в цивилизованных странах — это документ, определяющий основные принципы функционирования государства на десятилетия или даже сотни лет. А внешнеполитические инструменты меняются и адаптируются к международной ситуации, внутренним политическим и экономическим интересам и приоритетам, внешним вызовам, угрозам и так далее. Поэтому в европейских странах внешнеполитические цели и задания фиксируются не в конституции, а в соответствующих нормативных актах — policies. В одних случаях это — законы, а чаще решения правительств или вообще — внешнеполитических ведомств. Есть только одно исключение, когда внешнеполитическая цель — вступление в ЕС и НАТО — было зафиксировано в конституции. Такой страной была маленькая Черногория, которая из-за очень «особых» отношений с Сербией решила включить этот пункт в конституцию. Ни одна другая страна Европы — ни те, которые вступили в ЕС или НАТО, ни те, которые вступали — этого не делали. Другое дело — вступление в ЕС. Когда страна вступает в ЕС, тогда действительно нужен референдум и даже изменения в конституцию, поскольку часть суверенных конституционных прав передается наднациональному органу — Еврокомиссии. В таком случае есть потребность в конституционных изменениях. Но для того, чтобы идти в том или ином направлении, нет необходимости фиксировать это в конституции, поскольку конституция четко указывает, что основы внешней политики закреплены за Верховной радой, а внедрение относится к функциям президента, как и представительствам Украины за рубежом. Поэтому Верховная рада и принимает документ, который называется «Основы внутренней и внешней политики», где фиксируются те или иные внешнеполитические цели и задачи. Если что-то меняется, то соответственно такие изменения вносятся в этот закон. При этом нет никакой практической, теоретической или любой другой необходимости вносить изменения в конституцию. Зачем нужно было вносить изменения в конституцию Украины сейчас? Очевидно, перед выборами нет реального прогресса по важным для общества вопросам и власти нужно что-то показать. И значительно проще найти пару слов для изменений в конституции, чем продемонстрировать например реальный прогресс в борьбе с коррупцией или контрабандой, ремонт дорог или повышение уровня жизни. Но эти изменения в конституцию не будут иметь каких либо последствий для наших отношений с ЕС и НАТО. Украинцы продемонстрировали свои европейские стремления на Майдане, когда люди шли под пули с флагами Европейского союза. Сейчас нужно демонстрировать амбиции реальными реформами, а не словами — даже в таком серьезном документе как конституция Украины. О вступлении в ЕС Отношения с ЕС определены на многие десятилетия вперед. В соглашении об ассоциации четко предусмотрено, что вопрос о будущих отношениях сторон остается открытым. А в заявлении ЕС от 15 декабря 2016 года четко указано, что это соглашение не предоставляет нам статуса кандидата и не создает предпосылок для предоставления такого статуса в будущем. Что бы мы ни писали, есть согласованный документ, который является частью вступления в силу соглашения об ассоциации — и именно он определяет наши отношения на 30-40 лет. В свое время и президент Еврокомиссии Юнкер, и канцлер ФРГ Меркель, и другие руководители государств ЕС неоднократно говорили, что как минимум на 20-30 лет вопрос вступления Украины в ЕС снимается с повестки дня. Есть соглашение — выполняйте, а все остальное не имеет никакого значения. Можно на всех стенах писать «ЕС», но это никоим образом не повлияет на отношения с Евросоюзом. О вступлении в НАТО По НАТО ситуация другая. Она заключается в том, что в 2008 году было четко зафиксировано, что будущее Украины связано с вступлением в НАТО. Но это была пилюля, чтобы подсластить решение не давать нам план действий по членству (ПДЧ). На сегодня подавляющее большинство стран-членов против того, чтобы нам давать ПДЧ или принимать Украину в состав стран — членов НАТО. Да, по большому счету мы отвечаем большинству критериев членства в НАТО, но НАТО — это альянс, в уставе которого написано, что вступление новой страны должно усиливать общую безопасность стран — членов НАТО. У нас же прямой конфликт с Россией, и от того, как мы его урегулируем, и будут определяться наши перспективы вступления в НАТО. Вступление Украины в НАТО сейчас является «билетом на войну» с Россией для стран НАТО. А они не планируют в ближайшие десятилетия входить в прямое военное столкновение с РФ. Поэтому вопрос о вступлении в НАТО будет зависеть, прежде всего, от того, как мы урегулируем отношения с Россией. И только после того, как конфликт будет урегулирован, можно будет всерьез говорить о вступлении Украины в альянс. При этом не имеет никакого значения, будет зафиксирована эта цель в нашей конституции или нет.