Ещё

«Зимние грёзы» — музыкальный праздник, ставший традицией 

«Зимние грёзы» — музыкальный праздник, ставший традицией
Фото: Ревизор.ru
Каждый такой праздник имеет своё лицо и свои особенности. Первый фестиваль прошёл под идеей «музыкальных дуэлей», когда яркие и уже известные исполнители, меняясь во время концерта ролями и функциями, то выступали в роли солистов-инструменталистов, то аккомпанировали своим друзьям, дирижируя Концертным симфоническим оркестром консерватории (художественный руководитель А. А. Левин). Это производило чрезвычайно любопытное и очень позитивное ощущение, потому что в подтексте этого была атмосфера, если так можно выразиться, «ансамблевого симбиоза» — ведь когда виолончелисту-исполнителю (Антон Павловский) аккомпанирует виолончелист-дирижёр () невооружённым взглядом видно, насколько обоюдно их переживание одного и того же музыкального контекста.
Второй фестиваль обозначил себя тем, что собрал на одной сцене музыкантов одного поколения — Сергея Антонова, , , , , , Антона Павловского и других. Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля «Зимние грёзы»
Нынешний фестиваль, продолжая традиции предыдущих, выстроен примерно таким же образом. Это три вечера-концерта на сцене БЗК — «Творческие дуэли», Камерный вечер и Заключительный концерт.
Несколько забегая вперёд, я хотел бы чуть-чуть о них рассказать, потому что у вас ещё есть шанс на них прийти.
Итак, 13 февраля программа, посвящённая Моцарту — маленькая трагедия А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» в исполнении артистов Натальи Ревы-Рядинской и  (режиссёр Сузанна Мовсесян), Квартет №20 ре-мажор К499 и Квинтет соль минор К516 для двух скрипок, двух альтов и виолончели в исполнении Гайка Казаряна, Ксении Гамарис, Михаила Ковалькова, и Сергея Антонова.
Заключительный концерт 16 февраля привлечёт внимание российской премьерой Концерта для флейты с оркестром «Симфоническая сказка» Питера Бенуа (1834 —1901) в исполнении Екатерины Корнишиной, увертюрой к опере «Семирамида» Дж. Россини и двумя инструментальными Концертами — для виолончели в исполнении Сергея Антонова и  для фортепиано. Солист — заслуженный артист . Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля «Зимние грёзы»
Программа первого концерта «Зимних грёз-2019» была очень «равновесно» разделена на два отделения. Две условные концертные увертюры — «Половецкие пляски» А. П. Бородина в этом контексте совершенно органично читаются именно как увертюра, уж не менее, чем исполненные во втором отделении «Гебриды» Ф. Мендельсона, два салонно-эстрадных блока — виртуозная пьеса Л. Басси для кларнета с оркестром и два Славянских танца А. Дворжака, а также вполне традиционный и естественный для фестиваля жанр инструментального концерта в виде скрипичного концерта А. Глазунова (Гайк Казазян, дир. Сергей Антонов) и виолончельного концерта К. Сен-Санса, в котором солировал Сергей Антонов, а за дирижёрским пультом находилась .
Концерт открыл Валентин Урюпин более чем популярными «Половецкими плясками». Дирижёр, уже хорошо известный по интереснейшим программам и удивительно органичному сочетанию рацио и эмоцио в исполнении как чисто оркестровых программ, так и в аккомпанементах, уже самим выбором этого произведения вызвал любопытство — что можно сделать с этим изрядно замусоленным произведением? Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля «Зимние грёзы»
Выяснилось, что ничего. По крайней мере, «квадратно-гнездовую» структуру, заложенную в самих «Плясках» и усиленную особенностями оркестровки, преодолеть не удалось. Впрочем, публика была в восторге, поэтому, возможно, я в чём-то неправ.
И совершенно иначе, как раз в той самой «урюпинской» манере, или, можно сказать, стиле, прозвучали Славянские танцы Антонина Дворжака (№2 op. 72 и №1 op. 46). В. Урюпин передал обаяние музыки Дворжака, с видимым наслаждением показал смысловую полиритмичность и подголоски, столь прекрасные у Дворжака, своеобразную авторскую «фишку». Полька №1 op.46 была исполнена как бы в нарочито неакадемической «лубочной» версии, не отягощённой холодным академизмом.
И, конечно же, дирижёр, выступающий как солист-инструменталист, всегда вызывает особый интерес публики, даже несмотря на то, что дирижёр, продолжающий исполнительскую деятельность в качестве инструменталиста перестал быть редкостью. Но здесь-то речь идёт о кларнетисте, а солист-духовик в наших краях до сих пор воспринимается как экзотика. Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля «Зимние грёзы»
В. Урюпин исполнил концертную фантазию Луиджи Басси для кларнета с оркестром на темы оперы Верди «Риголетто», изумительную пьесу, написанную в лучших традициях виртуозно-салонного сочинительства середины XIX века. Профессиональная форма маэстро как духовика-исполнителя вызывает особое уважение, когда представляешь себе его напряжённый дирижёрский график.
И такое же уважение вызывал аккомпанирующий в этой Фантазии в качестве дирижёра С. Антонов, который в огромных квазикаденционных пассажах ставил оркестровые акценты не менее виртуозно и точно, чем исполнял эти пассажи сам солист.
В нынешнем фестиваля приняла участие Алевтина Иоффе, знакомая слушателям не только по интереснейшим и сложнейшим для дирижёра и оркестра постановкам театра им. Сац, но и по многим другим работам.
Во втором отделении этого концерта она фактически провела тот «музыкальный блок», который в традиционном концерте являлся бы полноценным первым отделением — исполнила Увертюру Ф. Мендельсона «Гебриды, или Фингалову пещеру» и аккомпанировала Сергею Антонову в Концерте К. Сен-Санса для виолончели с оркестром. Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля «Зимние грёзы»
В увертюре, написанной Мендельсоном «по законам добра и красоты» таким образом, что даже Вагнеру было нечего возразить, тем более, что она написана совершенно в стиле тогдашнего Вагнера, возможностей для проявления личностной дирижёрской интерпретации было не так уж и много. А вот виолончельный концерт был исполнен С. Антоновым и А. Иоффе, пожалуй более как совместное ансамблевое музицирование, нежели как соревнование солиста и оркестра.
Впрочем, это было свойственно также и совместному исполнению скрипичного концерта А. Глазунова Гайком Казазяном и Сергеем Антоновым в качестве дирижёра. Концерт Глазунова у Г. Казазяна прозвучал ближе к «общеевропейской» романтической манере, чем это обычно свойственно исполнениям этого достаточно популярного произведения. Кроме того, обратила на себя внимание практически трёхмерная рельефность полифонических построений в каденциях. Фото: Катерина Антонова/пресс-служба фестиваля «Зимние грёзы»
Нынешний фестиваль «Зимние грёзы» сохранил главные черты этого проекта — совместное музицирование не просто коллег, но друзей.
Видео дня. Унижения и оскорбления: как выживают матери-подростки
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео