Ещё

Право слова: громкие скандалы в сфере журналистики 

Право слова: громкие скандалы в сфере журналистики
Фото: Вечерняя Москва
Из-за журналистской ошибки гражданина , проживающего в , окрестили угонщиком самолетов. Он намерен обратиться в суд. «ВМ» покопалась в новейшей истории и припомнила несколько громких судебных процессов, связанных с явными или не очень явными ошибками в СМИ.
Фактчекинг — проверка публикуемой информации — в современной медиасреде порой занимает больше времени, чем ее сбор и написание журналистского текста. Соблазн выдать материал «авось прокатит», усугубляемый гонкой информационных агентств, зачастую приводит к ошибкам. Некоторые безобидные, некоторые смешные. Однако порой из-за некомпетентности сотрудников редакций страдают невинные люди.
Так не повезло гражданину России Павлу Шаповалову, которого отечественные СМИ записали в угонщики самолетов, по ошибке поставив его фотографию в текст про угон самолета  — . К слову, Павел постоянно проживает в Таиланде и о своем «преступлении» узнал, когда в его адрес начали поступать оскорбления и угрозы. Пострадавший намерен подать в суд на СМИ.
В похожую ситуацию попал Бекхан Юсупов, который приехал из  в  навестить родных и узнал, что его записали в члены ЛГБТ-движения. Одно из российских изданий опубликовало обращение ЛГБТ-активиста о преследованиях чеченцев нетрадиционной сексуальной ориентации, которые, по его мнению, имели место. В числе преследуемых, обозначенных Кочетковым, был и Юсупов, который подал заявление в прокуратуру Заводского района Грозного о защите чести и достоинства.
Факт ошибки не всегда однозначен, особенно когда дело касается громких политических процессов. Один только глава имеет за своими плечами опыт как минимум трех серьезных судебных процессов против ведущих российских изданий, предметом которых была опубликованная информация о доходах топ-менеджера, его собственности, финансовых сделках, влиянии в высших кругах власти. Во всех трех случаях суд удовлетворил требования истца.
Порой издания ведутся на хайп вокруг той или иной темы, и обуреваемые желанием попасть в струю, пренебрегают проверкой информации. Причем подвержены этой хайп-лихорадке даже всемирно известные СМИ. Так, журнал Rolling Stone 5 лет назад опубликовал материал об изнасиловании в Университете Вирджинии. Основой для материала стал рассказ пострадавшей. По крайней мере, она таковой представилась. На нестыковки в тексте указали другие СМИ. В этой ситуации нужно отдать должное редакции Rolling Stone: журнал не только отозвал статью, но и заказал независимое расследование методов своей работы Колумбийской школе журналистики. Вся эта история произошла на волне темы насилия в кампусах, муссировавшейся в то время в американских СМИ.
В конце января этого года суд общей юрисдикции Еревана удовлетворил иск бывшего президента Армении . Важное уточнение — Кочарян находится под арестом. Армянское издание летом прошлого года обвинило экс-президента в том, что он распорядился открыть огонь по участникам акции протеста 10-летней давности. Кочарян заявил, что это ложь, и выиграл дело.
Может сложиться впечатление, что современные редакции — это дойные коровы. Подал в суд, выиграл, получил компенсацию. Но эта история работает и в обратную сторону. Так, на журналистку одного из федеральных изданий подала в суд воспитательница детского сада, претензия традиционна — посягательство на честь и достоинство. А суть конфликта в том, что воспитательница, по версии журналистки, заклеивала рот скотчем своему воспитаннику, что подтвердила мать ребенка. При этом нужно отметить, что в тексте не назывались ни номер детского сада, ни имя воспитательницы. Суд признал претензии преподавателя несостоятельными.
Видео дня. Травят в России: гомосексуалист дал интервью СМИ
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео