Войти в почту

Retail's Big Show 2019: розничная Футурама

В Нью-Йорке в январе прошла выставка инноваций в сфере розничной торговли Retail's Big Show. Её организатор — Американская Национальная федерация ритейлеров (NRF — National Retail Federation) — выбрал претенциозный слоган: New York. New Year. New Ideas. В данном случае амбиции вполне обоснованны — выставка уже более 100 лет определяет ключевые тенденции в развитии технологических трендов отрасли. Насколько применимы американские инновации в российском ритейле и когда роботы из будущего придут в наши магазины? Тележка с искусственным интеллектом Самые футуристические разработки были сосредоточены на стенде NRF Innovation lab. В 2019 году в центре внимания — компании, презентующие решения на базе компьютерного зрения. Огромный интерес привлёк стартап Caper, представивший магазинную тележку, оборудованную экраном, камерой, весами, сканером и терминалом оплаты, которая должна заменить собой кассу. Камера распознает товары в корзине, а на экран выводится навигация, информация о специальных предложениях, а также рекомендации по дальнейшим покупкам. Покупателю спагетти программа посоветует взять также пармезан, а тому, кто взял пару бутылок пива, она проложит маршрут к стойке с солёными орешками. Инновационные тележки сейчас проходят испытания в двух нью-йоркских супермаркетах, до конца 2019 года они должны появиться ещё в 150. По заявлению Caper, система повышает средний чек на 18%. Кассы самообслуживания и магазины самообслуживания — актуальный тренд уже нескольких последних лет. В начале 2019-го Amazon заявил, что их формат автоматических киосков AmazonGO в полтора раза эффективнее традиционных форматов. А в Wallmart за год процент покупателей, использующих кассы самообслуживания, вырос с 20% до 75%. Соответственно, все производители касс, которые были на выставке, показали свои вариации на тему self-checkout. Похожие решения в 2019 году предлагались и для системы общепита: платёжный терминал Diebold Nixdorf, оборудованный весами и камерой, распознающей блюда и напитки на подносе, позволяет обойтись без кассира. Впрочем, для нашего рынка такие разработки пока трудно рассматривать как перспективные. По крайне мере, пока действуют нынешние правила оборота алкоголя, окупить автоматизацию за счёт сокращения персонала не получится. Если в тележке или на подносе окажется алкоголь, все равно потребуется участие продавца-консультанта, который должен лично подтвердить совершеннолетие покупателя. Fujitsu представила в этом году на Retail's Big Show автоматическую кассу для продажи сигарет и алкоголя с функцией распознавания лиц и определения возраста с точностью до 7 лет, но для «Росалкогольрегулирования» это не аргумент. «Магазин будущего» от Fujitsu: Зато для управления ассортиментом и онлайн-аудита торговых точек технологии компьютерного зрения и нейросети уже применяются, в том числе и в России. Камера напротив стеллажа помогает контролировать выкладку товаров: если какой-то продукт заканчивается, на склад поступает сигнал. Инвестиции в автоматизацию окупаются за счёт снижения простоя полок и сокращения штата мерчендайзеров. Кроме того, маркетологи получают детализированную информацию о поведении покупателей. Большинство крупных вендоров в 2019 году представили аналитические системы планирования и прогнозирования ассортимента, управления товарными запасами, а также внушительное количество кейсов использования искусственного интеллекта. Машина, представленная на стенде SAS, умеет видеть отсутствие крышки или открытую коробку и другие производственные дефекты, а система, представленная Amazon, следит за корректностью выкладки. В России такие решения предлагает компания Inspector Cloud, которая также в 2018 году была представлена на стенде NRF Innovation lab. Роботы идут в магазин На смену стационарным камерам должны придти роботы-аудиторы. В 2018-м National Retail Federation поставило обязательным условием для участников стенда NRF Innovation lab разработку мобильных комплексов для контроля ассортимента. Свои решения представили Fellow Robots, PAL Robots, Fetch, Innovation lab и Bossanova Robotics. Разработчик Pensa показал на стенде Intel летающего дрона-аудитора. Лучше всех пока идут дела у Bossanova: в прошлом году они успешно провели пилотные испытания на базе 50 Walmart'ов, защитили свой бизнес-кейс, купили стартап по компьютерному зрению и готовятся идти на IPO. При этом их роботы из-за громоздких аккумуляторов могут использоваться только в гипермаркетах, в магазинах меньшего формата они просто не смогут маневрировать в проходах. В целом целесообразность замены камер мобильными аудиторами пока не очевидна. Роботы могут увидеть товары на полках с разных ракурсов и считать их более качественно и точно. Но насколько они уместны в проходах, где идёт поток покупателей с тележками? С точки зрения окупаемости они в большинстве случаев будут уступать дешёвым стационарным камерам. Робот-аудитор Bossanova Robotics: Гибридный шоппинг Российская делегация ездит на Retail's Big Show уже шестой год. За это время руководители отечественной розницы встретилась с топ-менеджерами Walmart, 7-Eleven, Apple, New Balance, Macy's, Saks Fifth Avenue и других мировых лидеров и посетила магазины этих сетей. Здесь можно оценить, как на практике внедряются перспективные разработки прошлых лет. В новом флагмане Nike NYC, House of Innovation, который открылся на 5-й авеню два месяца назад, интересно наблюдать, как стирается грань между онлайн- и офлайн-торговлей. В шоуруме уже можно купить кроссовки без общения с продавцом-консультантом, пользуясь лишь смартфоном, который может считывать QR-коды. Сканируем код приглянувшейся модели, выбираем в приложении размер, цвет и другие опции, забираем для примерки в открывшемся окошке. Если все подошло — оплачиваем со счета. В дизайн-бюро Nike by You на последнем этаже индивидуализируют обувь, выбирая оригинальные сочетания цветов, узоров, фактур и фурнитуры. Можно создать свои неповторимые кроссовки вместе с дизайнером или с помощью приложения — в любом случае уже через два часа они будут готовы. Развитие гибридного (онлайн и офлайн) шоппинга позволяет Nike строить взаимодействие с участниками фан-сообществ в Интернете на новом уровне. Например, новый магазин модифицирует торговое пространство, расстановку и наполнение стеллажей в зависимости от предпочтений покупателей. Nike NYC, House of Innovation: К сожалению, самая важная инновация в сфере обувного и одёжного ритейла пока остаётся на этапе стартапа. Трёхмерная фотограмметрия изобретена давно, но для определения объёмов различных частей человеческого тела она пока почти не используется. Возможности её применения крайне широки — от индивидуального пошива и подбора размера при онлайн-покупках до использования big data в планировании массового производства одежды и обуви. Но баз таких данных пока нет, поскольку никто не представляет, как обмерить миллионы ног, талий, бедер и других частей тела. Инновационные лидеры, в частности SAP, считают технологию перспективной и активно вкладываются в основанные на ней стартапы, так что в перспективе можно рассчитывать на появление цифровых баз данных индивидуальных размеров. Один из самых интересных кейсов, ломающих стереотипы об онлайн- и офлайн-ритейле, представил Кристофер Ким, член правления Jonathan Adler. Компания выпускает дизайнерскую мебель и предметы интерьера, которые, как принято считать, потребители предпочитают перед покупкой увидеть и потрогать лично в шоуруме. Компания открывала магазин за магазином, но в прошлом году доля продаж через интернет конкретной модели дивана рванула с 25 до 70%. «Оказалось, что клиентам уже не так важно, где покупать мебель, — рассказал Ким. — Для них более ценно экспертное мнение Джонатана Адлера (создателя марки), что этот диван хорош и отлично впишется в их современный интерьер». Теперь компания рассматривает онлайн как самый перспективный канал продаж и развивает коллаборацию с Amazon. Инновационные технологии с применением компьютерного зрения, нейросетей, роботов и машинного обучения, которые были представлены в Нью-Йорке, в какой-то степени можно считать веянием моды и элементом хайпа. Но судя по тому, что лидеры мирового ритейла делают ставку именно на них, очевидно, именно по этому вектору будет развиваться отрасль в ближайшие годы. Российские розничные сети уже увидели тренд на внедрение касс самообслуживания, есть эксперименты в сфере гибридного шопинга. Новые разработки пока проходят «обкатку», идёт оценка эффективности их внедрения. Но то, что они в ближайшие годы должны появиться в наших магазинах, сомнения практически не вызывает.

Retail's Big Show 2019: розничная Футурама
© Sostav.ru