Ещё

Как (и зачем) использовать мемы в общении с клиентами 

Фото: RB.ru
Сложно сказать, когда мемы вошли в мою жизнь, но думаю, что упрощенный доступ к интернету, появление смартфонов и аккаунта в Твиттере сделали свое дело — в сохраненных файлах стало появляться больше смешных картинок, а дальше все как в тумане.
Я не из тех людей, которые регулярно сидят на Reddit в поисках и ожидании смешного мема. Мой основной канал получения мемов со временем сократился до дружеской переписки и Twitter, при этом некоторые известные мемы прошли мимо меня. Например, про персонажа игры VR Chat «Uganda Knuckles» в 2018 году. Возможно, потому что я не являюсь целевой аудиторией игры.
Что это такое
Википедия говорит, что понятие мем (англ. meme) описали в 1976 году.
Мем — это культурная единица, которую можно обнаружить в любой коммуникативной платформе, моде или грандиозном искусстве. Условно мемом может быть любая отсылка.
Например, в натюрмортах малых голландцев лимоны, восточные ковры, китайский фарфор и прочие предметы, которые не происходили из Северной Европы, были настоящим мемом того времени — ведь эти детали говорили о dolce vita и превосходстве Нидерландов, колониальной страны, поставляющей в Европу дорогие товары со всех концов света.
В современном понимании мем упростился до вирусно распространяемой визуализации шутки или подшучивания над каким-нибудь знаковым событием с помощью обыгрывания знакомых образов и интересного текста. Сможет ли это значение слова перерасти в синоним культурного кода, пока непонятно. Я думаю то, что стало ассоциироваться с юмором и отдыхом для мозга, вряд ли сможет снова обернуться в серьезную семантику.
В чем феномен мемов, а не просто смешных картинок или демотиваторов, которые были популярны 10 лет назад? Толчок к масштабированию этой истории дала скорость развития всемирной паутины, социальных сетей и технологий.
Без вирусного эффекта и новых способов коммуникации мемы не достигли бы такой скорости распространения.
Именно быстрый доступ к информации со всего мира, а также возможность комментировать актуальные события рождают реакцию-ответ в виде мема. Одна удачная картинка благодаря остроумной подписи моментально превращается в мем.
Как это выглядит
Пример вирусного контента — грустный Райан Рейнольдс, которого пригласили на вечеринку свитеров, но, на самом деле, разыграли Хью Джекман и Джейк Джилленхолл.
Интернет мгновенно ответил.
Многие мемы как любое социальное течение иногда сложно оценить без определенного бэкграунда, особенно если говорить о локальных мемах. Причем неважно, касаются они группы по интересам или страны происхождения.
Например, мне было сложно понять прикол Уганды Накклз, потому что я не являюсь поклонником VR сhat, так и человек, незнакомый с отечественным рэпом, не поймет мем — «гуф умер».
Это абсолютно нормально, что из многообразия шуток и рождающихся мемов каждый может выбрать подходящий ему вариант. Главное, уместно использовать свою находку.
В рунете первые подобия какой-то вирусной шутки начали наблюдаться в середине 2000-х — времена ЖЖ и «жаргона падонкафф», когда все здоровались, как «Превед, медвед».
В 2018 году пользователи рунета так часто публиковали различные лайфхаки с текстом «Как тебе такое, Илон Маск?» в русскоязычном Твиттере, что через какое-то время привлекли внимание англоязычных пользователей, вызвав новую волну мемов и примеры из серии — «мы русские, мы можем»:
Сам мем возник в виде ответа на новость об успешном запуске ракеты по программе SpaceX в начале года:
Некоторые мемы, родившиеся в рунете, пытаются перевести на английский, но часто окрас и смысл шутки теряется, как в случае с Маском — в русском варианте явно прослеживается самоирония с едким оттенком. Это связано с тем, что менталитет, социальный статус, возраст могут влиять на восприятие одного и того же мема. Нельзя просто так взять и отправить взрослому человеку картинку, если она порадовала вас и коллег ровесников.
При этом можно встретить универсальные истории, например, перевод мема «мыш (кродеться)», который точно передал суть:
Внимание к русским мемам привело к созданию отдельного аккаунта Russian memes united в Твиттере, у которого сейчас больше 50 тысяч подписчиков. Там публикуют популярные и актуальные русские мемы с переводом, чтобы шутки из серии «made in Russia» могли оценить жители других стран:
Как у любого культурного явления, у мемов есть типология. Их можно разделять по масштабности — локальные или массовые: кино, музыка, комиксы рождают почти бесконечные вариации мемов, главное — вовремя поймать тренд.
Например, после премьеры фильма «Мстители. Война бесконечности» шутка про «Что-то мне нехорошо, мистер Старк» нашла воплощение даже в виде инсталляции для Хэллоуина на заднем дворе. Также мемы делятся по происхождению: видео, комиксы, кино и так далее.
Вот хорошо знакомый всем ролик с братаном, потерявшим контроль над ситуацией, которая в итоге привела к фиаско.
В течение нескольких часов мем ушел в народ, и мы стали наблюдать соревнование в остроумии.
Универсальные языки общения и коммуникации, кроме невербальной — язык тела, мимика, жесты, пополнились новой платформой — мемами. Глобализация сделала свое дело, несмотря на разницу в менталитете и культурный бэкграунд, например — фанаты со всего мира дружно охают и ахают во время сцены смерти Локи, пока другая половина сочиняет мемы про Таноса.
При этом нужно помнить, что мем является только формой юмора, следовательно, не может полноценно раскрыть позицию человека в определенном вопросе. Шутка появляется в контексте, а не используется по принципу — когда мне захотелось. Мы вряд ли дождемся фильма на основе мемов, так как смена поколений повлечет за собой изменения культурного и исторического бэкграунда.
Мемы для бизнеса
Некоторые компании используют мемы для продвижения своих услуг. Например, недавно наши коллеги запускали серию постов с разными мемами, пытаясь привлечь внимание потенциальных клиентов с помощью узнаваемых образов и спорных ассоциаций.
Компании, которые хорошо знакомы с ситуативным маркетингом и умеют ловить моду на мемы, обыгрывая их в своих рекламных кампаниях и связывая свой продукт с трендом, со временем становятся королями соцсетей с большим количеством подписчиков. Сфера деятельности может быть разной, главное — оперативно и грамотно использовать мем для продвижения своего бренда.
Хозяева этой кофейни, на мой взгляд, удачно применили один из самых старых мемов — trollface.
Одними из первых, кто ввел в моду и стал использовать мемы для продвижения собственного бренда и информирования аудитории о специальных предложениях, стали Aviasales. Помимо этого, они изменили правила игры в SMM, которые раньше звучали как «милота с котами по вторникам для женской аудитории и автомобили, качалка по средам для мужской аудитории».
С тех пор многие бренды стали ориентироваться на молодую аудиторию и разбавлять свой корпоративный контент провокационными постами с привязкой к определенной новости или событию.
В основном Aviasales используют локальные российские мемы, потому что понимает и работает именно со своей целевой аудиторией, а не бездумно использует веселые картинки для привлечения внимания. Если пролистать их соцсети, то можно составить срез по популярным мемам за год.
Также компании могут использовать платное размещение, например, удачная интеграция симок «Дримсим» в паблике «Страдающее Средневековье».
Зачем и когда их использовать в общении с клиентами
В первую очередь нужно ориентироваться на возраст и статус адресата, потому что представители старшего поколения не всегда считают уместным употребление веселых картинок в деловой коммуникации. А вот в общении со сверстником мем даст возможность прощупать культурный бэкграунд друг друга и попытаться найти общий язык.
Переход на неформальное общение с клиентом, где позволяются шутки над ситуацией или отправка какой-нибудь веселой картинки, влечет за собой большие риски, которые в итоге могут привести к негативной реакции и последующему разрыву отношений.
Найти общий язык с клиентом — первая и очень важная цель для любого менеджера. Положительным сигналом служит предложение о переходе «на ты», стирающим определенные границы.
Какую пользу вы получите от мемов:
сократите дистанцию с собеседником;
наладите коммуникацию с помощью юмора;
снизите градус напряженной беседы;
быстро передадите основную мысль или свою реакцию;
визуализируете основной посыл.
К сожалению, пока нет четкого руководства к действию, на которое можно ориентироваться перед отправкой мема. Юмор никогда не мешал коммуникации, скорее, наоборот — облегчал ее, а мемы — это всего лишь невербальный жест из серии «я свой», только нужно соблюдать несколько правил в деловой переписке:
оцените настрой и тональность посылов собеседника;
убедитесь, что человек знает мем или похожие аналоги;
не злоупотребляйте, так как вы на работе;
зафиксируйте границу пошлости и юмора;
определите оптимальный момент в диалоге;
анализируйте реакцию собеседника на мем и делайте выводы;
не будьте олдом, потому что мода на мем быстро проходит;
Правда, некоторые мемы становятся настоящей классикой:)
Материалы по теме:
30 признаков того, что вы сделали презентацию в последнюю минуту
Как составить контентный план для Instagram, который принесет вам много подписчиков
Делаем мем по правилам UX-дизайна
Как назвать стартап? Используйте мемы
Российский наклз: как бренды отреагировали на первый массовый VR-мем Фото на обложке: источник
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео