Войти в почту

Бэби-бум у рояля. Как вырастить музыкального гения?

В 2016 году имя пятилетнего тогда Елисея Мысина прогремело на всю страну. Сегодня воспитанник ставропольской музыкальной школы продолжает учёбу в Москве. Но педагог, заметивший и выпестовавший этот талант, теперь растит новую звезду – Эмиля Волкова. К своим девяти годам юный пианист получил признание во многих конкурсах и поразил таких известных музыкантов, как Денис Мацуев и Валерий Гергиев. А теперь он стал самым младшим из 11 губернаторских стипендиатов в сфере культуры на Ставрополье. Аплодировал даже оркестр «Когда я играю, представляю себе, как должна звучать мелодия. Больше всего люблю «Фантазию» Моцарта и один из этюдов Черни», - говорит Эмиль Волков. Сейчас он разучивает новые произведения для большого сольного концерта в Ставрополе. Пьесы, с которыми уже выступал, повторяет постоянно. Это нужно, чтобы в любой момент быть готовым сыграть перед самыми требовательными слушателями. «Такой подход нам очень помог осенью прошлого года, когда нас неожиданно пригласили на открытие II Международного Кавказского фестиваля «Мариинский – Владикавказ», - рассказывает папа Эмиля Евгений Волков. – Нам позвонили накануне, и утром следующего дня мы выехали в Северную Осетию. Полдня провели в дороге, полчаса порепетировали и вышли на сцену». «Эмиль был первым и блестяще справился, - считает его учительница Людмила Тихомирова. - Он задал такую высокую планку, что остальным после него выступать было очень сложно, хотя все ребята были старше. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев слушал его с восторгом от первой до последней ноты. Оркестр аплодировал». Людмила Даниловна открывает юные дарования не в первый раз. Её ученики Тимофей Вдовиченко и Игорь Поляков учатся в Ростовской консерватории. Андрей Тимонин создал свою рок-группу, играл в составе группы «Братья Гримм». Многие нашли себя в музыке за границей. «Путь музыканта очень длинный: семь лет музыкальной школы, четыре года училища и шесть лет консерватории. При этом взрослому музыканту пробить себе дорогу труднее, чем юному, - говорит Людмила Даниловна. - Поэтому, как бы ни было жалко мне расставаться с учениками, я радуюсь, когда их приглашают учиться в Москву». В музыкальной школе при Московской консерватории сейчас учится один из её самых юных учеников Елисей Мысин. В пять лет он произвёл фурор, став победителем всероссийского телеконкурса «Синяя птица». Это было в 2016 году. Учиться игре на фортепиано Елисей начал в три года. Мама привела его в музыкальную школу, но жаждущих возиться с несмышленым трёхлеткой не было. Людмила Тихомирова взяла его в свой класс и выпестовала «маленького Моцарта». Теперь в музыкальной школе бэби-бум. Родители ведут совсем маленьких детишек, в надежде, что те тоже окажутся гениями. Учителя спешат первыми захватить таланты. «Многие родители сами окончили музыкальную школу и понимают, насколько важно приобщить ребёнка к искусству. Среди наших выпускников нет ни бандитов, ни хулиганов. Это культурные люди, привыкшие к труду, - говорит Людмила Даниловна. - Но с маленькими тяжело работать. Чаще всего они немного позанимаются и бросают. Вылавливаешь среди них талантливых, и если замечаешь божью искру, стараешься её не упустить и как можно ярче разжечь». Пахать, как Папа Карло Эмиля привёл в подготовительную группу школы папа. То, что у ребёнка прекрасный слух, родители заметили, когда сыну было два. Когда Эмилю исполнилось пять лет, папа отвёл его в музыкальную школу. Одновременно мальчика записали в школу английского языка. В перерывах между детсадом, занятиями английским и музыкой, папа научил его считать до тысячи, складывать и вычитать трёхзначные числа в уме. Через полгода занятий завуч распределила детей по классам педагогов. Мальчик попал к Людмиле Даниловне. «Учитель подготовительной группы, узнав об этом, предупредила, что нам придётся пахать, как Папе Карло», - вспоминает Евгений Волков. Он никогда не занимался музыкой, но вместе с сыном освоил всю теорию. Ходил на занятия по специальности, чтобы понять, над чем и как нужно поработать дома. Держал сыну пальчики над клавиатурой, чтобы они правильно привыкли бегать по клавишам, подсказывал, как играть тот или иной такт. «Сейчас он, в основном, работает самостоятельно, но иногда по просьбе Людмилы Даниловны подключаюсь к работе. Знаю все произведения, которые он играет, от первой до последней ноты», - говорит папа. Учитель считает, что половина успеха Эмиля – заслуга его родителей. «Выбирать надо не учеников, а родителей. Если они заинтересованы и готовы работать рука об руку с преподавателем, можно чего-то достичь, - уверена она. – Важно, чтобы взрослые хотели вкладывать в ребёнка своё время и имели достаточно терпения. Иногда приходят талантливые дети, но они предоставлены сами себе. Их первые достижения и проблемы на музыкальном поприще никого не волнуют, и у них пропадает интерес до того, как они научатся наигрывать знакомые мелодии». Секрет – в деталях Эмиль, как и все ученики Людмилы Тихомировой, освоив азы, перешёл к пьесам из «Детского альбома» Чайковского. Выучил 10 произведений, включая «Марш деревянных солдатиков», «Старинную французскую песенку», «Камаринскую». Его игра поразила в 2017 году жюри «Синей Птицы» и ведущую конкурса Дарью Златопольскую. Послушав юного музыканта, они пригласили его в телеэфире сыграть квартетом на клавесине, который до этого он видел только на картинках. «Эти пьесы Чайковского играют все, но не все доводят их до такого уровня, - поясняет Людмила Даниловна. – Любым произведениям нужна тонкая выделка, чтобы расставить в звучании массу штрихов: когда сыграть коротко, словно обжёгся, когда ласково, словно кошечка, а когда жалобно, как мышка. Кому это удаётся, тот сильно отличается от других исполнителей». За плечами Эмиля уже более 50 конкурсов, включая профессиональные, с обязательной программой и тщательным отбором участников. В октябре прошлого года он выступил с новым репертуаром на международном конкурсе пианистов имени К.Н. Игумнова в Липецке и собрал букет наград: стипендию Ассоциации лауреатов международного конкурса им. П.И. Чайковского и диплом за самое артистическое и вдохновенное исполнение, а Людмилу Тихомирову отметили дипломом как лучшего педагога. В Липецке жюри увидело в Эмиле серьёзного музыканта, и каждый счёл своим долгом подойти и поздравить Эмиля. Удивлялись, почему он ещё не в Москве. «А зачем? Пока рано говорить, кем он будет», - отвечает на это Евгений Сергеевич. Эмиль тоже пока не знает, кем станет, когда вырастет. А папа старается, чтобы к моменту, когда сын будет делать осознанный выбор, у него было как можно меньше ограничивающих факторов. «Ребёнок должен быть всесторонне развит, и тогда ему будет проще определиться с выбором», - уверен Евгений Волков. Сейчас, по его словам, у Эмиля хватает времени и съездить с родителями на курорт, и побегать со сверстниками, и посидеть за компьютером. «Ребёнок должен быть приучен к порядку, тогда он сможет сам себя организовать, поставить задачи и выполнить их», - уверен папа юного музыканта. Он много лет отслужил в военной разведке и считает, что важнее всего научить с детства всё делать добросовестно и качественно, и тогда человек будет успешен в любой сфере.

Бэби-бум у рояля. Как вырастить музыкального гения?
© АиФ Ставрополье