Войти в почту

Репортаж «ВМ»: лед как произведение искусства

Ворота ледяного замка охраняют ледяные рыцари. Неподалеку, в тени заснеженной ели, прилег отдохнуть сторожевой пес — тоже изо льда. Нет, это не заколдованное царство, а чарующая Москва. Зимой на площадях и в парках появляются не только крутые горки, но и холодные скульптуры необычайной красоты. Как глыбу льда превратить в произведение искусства, «ВМ» рассказал трехкратный чемпион мира по созданию ледяных скульптур Баграт Степанян. По образованию Баграт — скульптор. Окончил Художественную академию имени Строгонова и с тех пор занимается созданием ледяных скульп тур. Зимой его работы можно встретить не только в России, но и в США, Канаде и других странах с суровым климатом. Недавно, например, он вернулся из Финляндии, где помогал обустраивать настоящий ледяной отель. — Лед — не самый простой материал, — говорит Степанян. — Но работать с ним — одно удовольствие. Ощущаешь себя настоящим сказочником или волшебником. Условия, в которых приходится творить, скульптора не смущают. Чем ниже температура за окном, тем лучше: на большом морозе лед превращается в «бетон». Немаловажное свойство, ведь изначально будущее произведение искусства выглядит как фрагмент стены, выложенной из ледяных блоков. — Берешь получившуюся основу, — раскрывает принцип создания ледовой скульптуры Баграт, — и, как сказал великий Микеланджело, отсекаешь все лишнее. Сам по себе лед, по словам мастера, может быть «мертвым», то есть искусственным, или «живым» — его добывают из рек, озер и других водоемов. Степанян как истинный художник предпочитает работать с природным материалом. Особенно в почете у скульпторов байкальский и уральский лед. — У него интересная структура, — поясняет Баграт. — Видны застывшие пузырьки воздуха, прожилки. А еще у природного льда есть цвет и характер. Нередко ледяная глыба «капризничает» и вносит свои коррективы в задумку автора. — Импровизация — неотъемлемая часть нашей работы, — Степанян показывает фотографию двуглавого дракона. По задумке, мифический персонаж должен был получиться трехглавым. Однако во время работы откололся большой кусок льда. Вернуть его на место — обычно ледовые части можно «склеить» водой — Баграту так и не удалось. На создание ледяной скульптуры уходит от одного часа до нескольких недель. Все зависит от сложности работы. Но результат завораживает не только детей. На Поклонной горе, например, не первый год вырастает ледовый город. «Хрустальные» здания днем играют в лучах солнца, ночью светятся разноцветными огоньками. Единственный недостаток — недолговечность. При плюсовой температуре, увы, таят. — Жалко, конечно, — признается Баграт. — Но в этом есть своя мистика. Мы называем это искусством на мгновение.

Репортаж «ВМ»: лед как произведение искусства
© Вечерняя Москва