Войти в почту

Ахиллесово крыло. Возможно ли спасти МС-21 в условиях санкций

Запуск в серию нового отечественного лайнера МС-21 может быть отложен из-за санкций США в отношении ульяновского предприятия «Аэрокомпозит». Компания попала в сентябрьский список из-за сотрудничества с военным сектором. Теперь американская Hexcel и японская Toray Industries отказываются поставлять российской компании компоненты, необходимые для выпуска композитных деталей крыла и части киля МС-21. Не ко времени Новый среднемагистральный самолет МС-21 изначально задумывался как глобальный проект с участием зарубежных компаний, таких как Pratt & Whitney, Zodiac Aerospace и Honeywell. В 2016 году вице-президент по маркетингу и продажам корпорации «Иркут» Кирилл Будаев заявил в интервью CNBC, что МС-21 «не российский, а международный самолет с российскими «мозгами». Когда лайнер проектировался, такая кооперация сулила всем участникам только выгоды. «В 2014 году, после введения первых санкций в отношении России, стало ясно, что мировой порядок нарушился и правила игры изменились. Сразу же под угрозой оказались наши международные проекты — это касается не только МС-21, но и Sukhoi Superjet 100», — рассказал Forbes авиационный эксперт Владимир Карнозов. Зависимость от иностранных комплектующих стала в ахиллесовой пятой новых лайнеров, продолжил эксперт. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) заявила, что взяла курс на импортозамещение композитных материалов для МС-21, но неприятный сюрприз может преподнести и другой участник проекта. «Мы ведь не может предугадать, что в головах у наших зарубежных партнеров. Не ясно, например, будет ли Pratt & Whitney поставлять двигатели для МС-21. А если нет, это потянет цепочку других проблем. Череда отказов может привести к тому, что программа создания самолета будет все растягиваться и растягиваться, а при определенных обстоятельствам ее вообще придется закрыть», — предупредил Карнозов. Вывести из под удара Объединенная авиастроительная корпорация обжалует санкции в отношении «Аэрокомпозита». «Подобные решения — это использование санкционной риторики в конкурентной борьбе в высокотехнологичных отраслях», — говорится в заявлении ОАК. По мнению директора агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, проблему санкций в отношении предприятия следует рассматривать с двух точек зрения — тактической и стратегической. «Поскольку компания «Аэрокомпозит» — это все-таки гражданское предприятие, действительно есть возможность вывести его из-под санкций и устранить подобные риски в будущем. Сейчас проблема налицо, но это не значит, что закупка необходимых материалов за рубежом — принципиально нерешаемый вопрос», — проиллюстрировал эксперт «тактическую» точку зрения на ситуацию. Однако стратегически России выгоднее наладить у себя производство необходимых смол и волокна для углепластика: «Это более трудоемкий, но и более выигрышный путь. Отмечу, что история отечественных композитных материалов для аэрокосмической отрасли насчитывает не годы даже, а десятилетия. Такие материалы использовались, например, в конструкции самолета Ту-204». «С учетом отсутствия альтернатив композитам в конструкции как МС-21, так и совместного российско-китайского проекта лайнера CR929, необходимость отечественного сырья и оборудования для производства полного цикла становится очевидна. Это может стать прибыльным бизнесом, обслуживающим не только аэрокосмическую, но и смежные отрасли, которые, благодаря широкому внедрению нового материала, смогут совершить качественный скачок», — убежден Пантелеев. Импортозамещение таит в себе еще один плюс, отметил эксперт: «В настоящее время «Аэрокомпозит» уже достаточно набил руку в изготовлении композитного крыла. Новый материал потребует перепроектирования детали, что, с учетом накопленного опыта, позволит заодно ее модернизировать, улучшив характеристики МС-21». Отладка производства российских компонентов займет около трех лет, еще два года потребуется для аттестации нового материала, считает Пантелеев. По мнению Владимира Карнозова, импортозамещение в этой области является для российской промышленности «локальной задачей, которая займет год-другой». Пассажирский узкофюзеляжный самолет МС-21 был разработан корпорацией «Иркут» — это второй после Sukhoi Superjet 100 крупный российский проект в области гражданской авиации. В зависимости от модификации он может быть ближне- и среднемагистральным, вместимостью от 150 до 211 человек. МС-21 должен составить конкуренцию таким самолетам как Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Согласно данным производителя, за счет широкого использования композитных материалов МС-21 легче, а, значит, экономичнее лайнеров аналогичного класса. Первый полет самолет совершил в мае 2018 прошлого года.