Войти в почту

Украина в 2019: Время расплаты за шалости 2014 года

Все дело в том, что подходит срок выплат по крупным внешним кредитам, взятым преимущественно в период 2014-2015 годов. Пик выплат по ним приходится как раз на 2019 год. Расплачиваться по этим долгам правительству придется, залезая в карман каждого рядового украинского пенсионера, фермера или семьи гастарбайтера. Однако даже с учетом этих средств Киеву придется наращивать внешние долги, чтобы расплатиться по старым займам. Проще говоря, Украина попадает в ту же долговую яму, где уже десятилетиями пребывают многие из стран третьего мира, — некоторые из них уже несколько раз выплатили сумму, когда-то взятую их бывшими правителями в долг, но остались должны еще больше. В начале декабря глава Нацбанка Яков Смолий говорил о необходимости получения нового кредита от МВФ для выплаты по старым кредитам. Тогда он называл сумму в 12 миллиардов долларов, которую Украине необходимо отдать внешним кредиторам в 2019-2020 годах, мотивируя этим необходимость брать новые кредиты у МВФ и Всемирного банка. На самом деле плановые долговые валютные выплаты Украины с процентами в 2019-2020 годах составят 17 миллиардов долларов. Об этом говорится в декабрьском отчете Нацбанка «О финансовой стабильности». Данная сумма покрывает почти весь золотовалютный резерв страны по состоянию на 1 декабря 2018 года (17,7 миллиардов долларов). В первом квартале 2019 года стране будет необходимо погасить и обслужить внешние долги на суммы, соответственно, 13,31 млрд гривен (более 31 млрд руб.) и 19,98 млрд гривен (почти 48 млрд руб.), во втором — 44,5 млрд гривен (порядка 106 млрд руб.) и 5,19 млрд (12 млрд руб.), в третьем квартале — 37,39 млрд гривен (89 млрд руб.) и 20,09 млрд (почти 48 млрд руб.), и в четвертом квартале — 4,81 млрд гривен (более 11 млрд руб.) и 4,86 млрд гривен (11,57 млрд руб.). Помимо этого, госбанкам Украины нужно будет выплатить по еврооблигациям порядка $1,1 млрд. Как мы видим, график выплат в 2019-м будет достаточно напряженным, с наибольшей нагрузкой на 2-й и 3-й кварталы. Усугубляет ситуацию и тот факт, что в 2019 году на Украине должны состояться президентские и парламентские выборы, что является серьезной нагрузкой на бюджет. «Стоимость новых рыночных заимствований высока. Ситуация на мировых рынках долгового капитала неблагоприятна, к тому же, положение Украины затрудняют двойные выборы в следующем году», — говорится в декабрьском отчете НБУ. Следует учитывать и увеличение расходов на военный бюджет — в 2019 году Украина планирует на Минобороны потратить 103 миллиарда гривен, а на сферу безопасности в целом — 212 миллиардов (около 7,6 миллиардов долларов), или 5,4% ВВП. В конце декабря Киеву удалось уговорить МВФ и Евросоюз выдать новые кредиты: 1,4 миллиарда долларов от МВФ и 0,5 миллиарда от Евросоюза. Таким образом, Украина поднялась на второе место в мире по количеству долгов перед МВФ, обогнав Грецию и немного уступая Аргентине. И эти средства, естественно, тоже выдавались под определенные условия, в том числе при условии очередного подъема цен на газ и замораживания роста зарплат. Значительная часть этих кредитов должна пойти на погашение предыдущих кредитов, то есть международные кредиторы, по сути, перекладывают деньги из одного своего кармана в другой, попутно выдвигая Киеву очередные условия. Визит президента Украины П. Порошенко в США «Поступление средств важно в первом квартале 2019 года, когда Украине предстоят крупные выплаты по внешнему госдолгу. Кстати, все той же группе кредиторов. Так что это будет дело техники. Деньги выделят и почти сразу заберут обратно большую часть в счет текущих выплат по внешнему госдолгу», — утверждает председатель правления RwS Bank Владислав Кравец. Тем не менее, даже с учетом новых займов, средств на плановое погашение долгов может не хватить. «В первом квартале 2019 года будут преимущественно выплаты по внутреннему долгу. Сформировавшегося запаса валюты стране хватит разве что до конца февраля. С займами, которые Киев ожидает от Евросоюза, и с деньгами под гарантию Всемирного банка, Украина дотянет до мая (от Всемирного банка и Евросоюза уже до конца этого года ожидается $1,4 млрд). Но в мае нужно будет платить по облигациям, которые мы размещали под гарантию Соединенных Штатов на сумму $1 млрд. Поэтому в течение первых четырех месяцев 2019 года Украине очень важно будет снова выйти на внешний рынок заимствований. Важно найти «окно» и разместить новые еврооблигации хотя бы на $1-1,5 млрд», — поясняет старший финансовый аналитик инвесткомпании ICU Тарас Котович, подчеркнув также, что средств МВФ будет недостаточно и Киеву придется обращаться с просьбой о финансовой помощи к отдельным странам, которые если и дадут кредиты под большие проценты, то выставят еще ряд условий. Кредиторов, естественно, интересуют гарантии возврата денег с процентами. А возвращать их будет уже руководство Украины, которое в любом случае окажется связанным удавкой внешних кредитов. Комментируя декабрьское заявление НБУ, бывший премьер-министр Украины Николай Азаров напомнил, что в 2019 году Киеву фактически придется расплачиваться за 2014-2015 годы. «Это реальные цифры, которые вытекают из того, что кредиты МВФ занимались в 2014-2015 годах. Они были пятилетние, четырёхлетние, целый ряд других кредитов, которые необходимо возвращать. С точки зрения способности Киева возвратить их всё зависит от того, насколько МВФ обеспечит финансирование, то есть новое кредитование (а по сути — перекредитование) для возврата этих кредитов. Собственные валютные резервы сейчас составляют порядка $16,5 млрд. Из них так называемые чистые резервы, которыми можно распоряжаться, — около $4 млрд. Поэтому совершенно очевидно, что без помощи МВФ погасить их реально невозможно», — заявил в интервью Азаров. Премьер-министр Украины Владимир Гройсман отмечает, что примерно треть бюджета-2019 уйдёт на выплаты по госдолгу, и подобная ситуация, по его словам, является катастрофичной. В Минфине же ее называют «беспрецедентной». Экономист Александр Дудчак считает, что эти долги можно выплатить, если продолжить грабить население и переводить его большую часть из категории «бедные» в категорию «нищие», из-за страха уже случившегося дефолта. «И так уже ликвидировали понятие «социального государства», доборолись с наследием «тоталитарного прошлого» до того, что от бесплатных медицины и образования ничего не осталось. Население брошено на произвол судьбы, государство относится к своим гражданам лишь как к ресурсу, который должен быть дешёвым и эффективным: не можешь приносить прибыль — сдохни или уезжай. А дефолт и без того наступил, но официально не признаётся — он произошёл после отказа выплачивать долги по кредиту РФ в 3 млрд долл., не считая процентов», — заявляет Дудчак. Одним из последствий необходимости расчета по кредитам в 2019 году президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко называет инфляцию уже в январе 2019 года. «В январе 2019 года будет девальвация гривны — это связано с тем, что, пока народ будет пить шампанское под ёлочкой, правительству нужно будет погашать проценты по внешним госдолгам. В первом квартале 2019 года правительству Украины необходимо отдать разного рода инвесторам 1,19 млрд долл. А где их взять? Прежде всего за счёт скупки валюты на межбанковском валютном рынке, в то время как большая часть экспортёров будет праздновать и самой валюты будет мало. Поэтому девальвация гривны в начале года — это уже традиция», — считает Охрименко. По мнению украинского экономиста Алексея Куща, у Украины есть только три варианта поведения в сложившейся ситуации. Первый вариант: пожертвовать нынешним поколением украинцев, которое должно будет затягивать пояса всю свою жизнь, чтобы вернуть долги правительства. Второй вариант: постоянно рефинансировать долги, сдвигая сроки выплат и перекладывая их на плечи тех украинцев, которые пока еще только нежатся в колыбели в счастливом неведении о таких вещах, как кредиты и выплаты. И третий вариант: объявить дефолт или признать долги «майданного правительства» «одиозными» и их списать, что предполагает конфликт с западными партнерами и международными финансовыми организациями. На третий вариант, очевидно, может пойти только относительно независимое правительство, а первые два варианта рядовым украинцам не сулят ничего хорошего. «Реструктуризация долгов для Украины означает продолжение прозябания в нищете, «пролонгацию» деиндустриализации и депопуляции, а также, вероятнее всего, продолжение конфликта на территории страны», — говорит директор департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергей Саливон, комментируя перспективы реструктуризации долгов за счет новых кредитов. Он также отмечает, что серьезный удар по способности Киева платить по долгам может нанести сокращение российских выплат за транзит газа после введения в эксплуатацию новых газопроводов. В таком случае, по его мнению, дефолт для Украины будет не таким уж и страшным вариантом по сравнению с остальными. Однако дефолт страшен правителям Украины, так как невозврат долгов будет свидетельствовать о том, что они не оправдали оказанного западными партнерами доверия. Дефолта Украины, по словам аналитика Дениса Гаевского, Запад не допустит «из имиджевых соображений». Таким образом, скорее всего, в 2019 году будет продолжаться практика «подхлестывания дохлой лошади» — для погашения долгов банкрота будут выделять новые кредиты, попутно выжимая последние капли из полумертвой украинской экономики и еще оставшегося населения.

Украина в 2019: Время расплаты за шалости 2014 года
© Украина.ру