Войти в почту

По фактам: 30 лучших русских альбомов 2018 года — десятка первых

Мы продолжаем подводить музыкальные итоги года — вот и топовая десятка из 30 лучших русских альбомов 2018 года по версии редакторов каналам «По фактам» специально для «Ридуса». До этого мы публиковали лучшие альбомы с 30-го по 20-е места, а затем вторую десятку. Кто же стал топовым исполнителем в России в уходящем году? 10. Тальник — Коричневый блюз Дуэт «Тальник», пожалуй, больше всего подходит под определение «антихайп». Это касается не только их музыки, но и наплевательского отношения к популярности, игнорирования стриминговых сервисов и нежелания выступать на концертах с платным входом. На «Коричневом блюзе» дуэт совершенно неожиданным образом препарирует хип-хоп — от ностальгии и гитарной акустики «Музыкайфа» здесь уже не осталось и следа, но та самая бесприютность — она на месте. Биты здесь то и дело неожиданно прерываются почти полной тишиной, а вокалисты порой перестают петь или читать рэп, останавливаясь на полуслове. Фрагменты хип-хоп-треков словно «плавают» в протяжных импровизациях и вокальных партиях Светланы Цепкало, словно записанных на пустыре. Дуэт использует хип-хоп лишь как форму, с которой можно работать и создавать что-то новое, отказываясь от заданных стилистических рамок. На альбоме много пауз, тишины и диссонансных аккордов, а сама музыка словно течет из ниоткуда в никуда — «Коричневый блюз» так и тянет назвать каким-нибудь пост-рэпом. 9. Кобыла и трупоглазые жабы — 1917 Похулиганив с хип-хопом на мини-альбоме «Единственный нормальный русский рэп», поптимист и ценитель музыкального трэша Антон Вагин вновь вернулся к перестроечному синти-попу, за который его и ценят большинство поклонников. «1917» — это все те же узнаваемые «Кобыла и трупоглазые жабы» с их абсурдной атмосферой и залихватскими мелодиями, словно позаимствованными у «Ласкового мая», «Арии» и певшего про динозавриков Боярского. Как точно отметил в фейсбуке публицист Алексей Цветков, ближайший аналог «Кобыл» — «Детский альбом» Сергея Курехина. Однако место страдающего средневековья и динозавров в текстах Вагина теперь заняли известные революционные события — в результате получились дикие и невероятно трогательные песни. Есть подозрение, что если включить их на всю громкость в Госдуме, многие депутаты могут мгновенно умереть от отека мозга, удушья или укуса рептилий — в этом смысле альбом действительно несет в себе поистине революционный заряд. 8. OFFMi — Страха нет На последнем альбоме Offmi очень мало трэп-битов — место популярного жанра потеснили индустриальное техно, UK bass и Outsider house. В этом, конечно же, прежде всего заслуга работавших над пластинкой электронных продюсеров, таких как SP4K и Bad Zu с московского лейбла Hyperboloid, ответственных за грубый, агрессивный и небанальный саунд альбома «Страха нет» с обилием семплов. Редкое качество для современного рэп-альбома — когда каждый последующий трек на нем совершенно не похож на предыдущий. За эйфорическим брейкбитом «Предоставь» с африканской перкуссией идет мрачное заторможенное техно «Никотин» с русскими народными напевами (!), а затем — построенный на винтажных семплах трек «Больше» и мелодичный, но не приторный «Нужно быть собой». Альбом «Страха нет» с его детально проработанным звучанием воспринимается как настоящий глоток свежего воздуха в душном стане фрешменов, привыкших подражать более успешным западным коллегам. 7. IC3PEAK — Сказка Благодаря преследованиям со стороны правоохранительных органов о IC3PEAK узнали даже те, кто новую музыку слушают примерно раз в год, близко принимая к сердцу обсуждения в политическом сегменте Facebook — и многие из них расстроились, узнав, что на «Сказке» на самом деле отсутствует плакатный язык и какие-либо политические лозунги. Вместо этого на последнем альбоме группы можно найти хоррор-частушки, пропитанные духом страшных историй, рассказанных ночью у костра. Жутковатые истории IC3PEAK не возникли из ниоткуда — их явно породила российская действительность, которая теперь в лице полицейских пытается бороться со своим отражением, словно не вынеся вида собственного уродства. 6. Kolyaolya — Моя Тосква «Эй, мальчик, я тебя отпускаю — ты иллюзия века», — в принципе, эта фраза из трека «Иллюзии» является наиболее точным описанием EP украинской исполнительницы Kolyaolya «Моя Тосква», все песни с которого посвящены расставанию. На «Моей Тоскве» представлены томные тягучие треки с запоминающимися хуками и, как это обычно бывает в случае украинских артистов, шикарным продакшеном. Певица не пытается покорить слушателя техничностью, как многие девушке, пытаясь что-то доказать консервативно настроенным скептикам от рэпа — напротив, кажется, будто Kolyaolya хочет прежде всего оставаться самой собой, и это покоряет. На «Моей Тоскве» вообще же найден правильный баланс между экспериментальностью и доступностью. В своих текстах Kolyaolya искренняя и ранимая, но без чрезмерной сентиментальности, сильная и агрессивная, но без декларативного феминизма. На «Моей Тоскве» нет ни одного проходного трека — многим парням в игре стоило бы у девушки поучиться. 5. Дельфин — 442 На «442» старый и недобрый Дельфин впервые в своем творчестве столь прямо и однозначно высказывается о политической ситуации в стране и мире, выдав короткий и яростный релиз. Это искреннее, злое и точное высказывание о происходящем в стране, которого до сих пор не хватало в российской музыке. В наш век пост-иронии уже сложно относиться к чему-либо столь серьезно, но 46-летний Андрей Лысиков о наших проблемах, к счастью, явно не подозревает. Подстать текстам на альбоме Дельфина и музыка — в основном это кусачий EBM с механическим грувом и бойкие гитарные боевики. Шум и ярость «442» сильно напоминает «Юность» 10-летней давности. Новые песни Дельфина не оставляют слушателю никакой надежды или хотя бы утешения — как можно понять из предпоследнего трека, он не питает никаких иллюзий и насчет революции. Андрей обрисовывает ситуацию как данность, c которой можно лишь смириться и жить «иностранцем в своей стране — огромной, любимой, сердечной». Жить в ситуации, когда политика непрошеным гостем пришла в ваш дом — и каждому так или иначе теперь придется с этим считаться. 4. Лиза Громова — Прелесть Если раньше в рамках проекта «Озера» у Громовой получались светлые и наивные песни под минималистичные ло-файные биты, ее сольные треки под биты от Мальбека звучат гораздо мрачнее — и намного интереснее. И да, «Прелесть» — отличная альтернатива для тех, кто так и не смог по-настоящему полюбить «Раскраски для взрослых» от другой Лизы. Прежде всего, на «Прелести» есть настоящие большие хиты, которые она будто бы скромничала писать в «Озерах». Один из них — универсальный гимн для всех и каждого «Шаг», в котором под до боли знакомое синтезаторное арпеджио (Вангелис?). Громова выгодно выделяется на фоне множества других молодых певиц, обладая узнаваемым голосом и манерой пения. И если в «Озерах» это не было не так заметно, то на «Прелести» Лиза по-настоящему раскрылась. При этом сравнивать ее хочется не с модными ровесницами, похожими друг на друга бесцветными голосами, а со звездами русского рока времен его расцвета — к этому располагает соответствующая внешность Громовой и ее в хорошем смысле старомодные тексты ее песен. Ее манера пения — очень русская и эмоциональная, контрастирующая с холодным западным саундом на «Прелести». 3. AL-90 — Murmansk — 60 Уроженец Мурманска, скрывающийся под псевдонимом AL-90, еще три года назад завоевал популярность в том числе и за пределами России. Так, его альбом 2015 года «КОД-915913» на сайте для мьюзик нердов Rate Your Music удостоился едва ли не наибольшего отклика от слушателей из всех русских пластинок. В отличие от многих коллег, питающих страсть к кассетному звуку, мелодичные и ностальгические треки AL-90 буквально въедались в мозг. Его последний релиз Murmansk-60 еще лучше предшественника — он звучит намного грязнее, самобытнее и отчаяннее. Его лоуфайный эмбиент-хаус с заметным влиянием future garage кажется чем-то очень родным. Провинциальная тоска, девяностые, которые в Мурманске на самом деле никогда и не кончались — всем эти пропитана музыка AL-90. Артист словно пытается создать звуковую эмуляцию своего города за полярным кругом — и получается так хорошо, что возникает ощущение, будто эти треки на самом деле никто не сочинял, а они появились сами по себе изо льда и грязи. 2. Порез на собаке — Фегивербе Идеолог проектов Птицу емъ и 4 позиций Бруно Александр Ситников вместе с Ольгой Чернавских незаметно выдали свой лучший альбом практически без единой проходной песни. Ничего нового уже слышавшие 4ПБ для себя не откроют — это те же макабрические песни, исполняемые от лица героев-маргиналов, но никогда ранее в них столько не было столько силы, красоты и точности. Пластинкой «Фегивербе» Ситников окончательно подтверждает статус великого русского поэта в музыке 10-х годов, и именно в таком качестве, уверен, его и будут вспоминать лет через 20, как сейчас вспоминают Летова, прямым наследником которого екатеринбуржец, несомненно, является. «Порез на собаке» выворачивают наизнанку сюжет о всемирном потопе, музыканты поют о счастье и смерти, в очередной раз выдавая достоверный слепок извращенной российской действительности. 1. Mnogoznaal — Гостиница Космос Синтейп уроженца Печор, посвященный родному городу рэпера — по нашему мнению, лучшая запись этого года на русском языке. Короче и точнее всего альбом охарактеризовал известный коллега Mnogoznaal по Dead Dynasty: «Это просто а#$й, вопиющий родной холод» (Фараон, кроме того, называл рэпера своим любимым русским артистом на данный момент, и мы его можем понять). В отличие от ATL, с которым Mnogoznaal многие сравнивают, музыка последнего кажется куда более универсальным явлением, которое могут оценить и провинциальные пацаны из падиков, и продвинутые модники. Артист будто бы намеренно игнорирует рэперский слэнг, таким образом оставаясь понятным людям, глубоко не погруженным в хип-хоп. Как это часто бывает с выдающимися произведениями искусства, у всех песен Многознаала есть второе дно, о чем, возможно, и не подозревал их автор. Его гостиница «Космос» воспринимается как метафора нашего (пост)советского прошлого, а весь альбом является по сути инструкцией по выживанию в современной России. Инструменталы Mnogoznaal, которые он сам же и пишет — отдельная тема для разговора. Так бы звучал Burial, живи он на русском Севере. Уверен, «Гостиница Космос» поможет многим пережить еще одну русскую зиму.