Ещё

Сергей Когогин: КАМАЗ обречен быть промышленным центром 

Сергей Когогин: КАМАЗ обречен быть промышленным центром
Фото: Ростех
Генеральный директор в эксклюзивном предновогоднем интервью информационному порталу «Вести КАМАЗа» подвел итоги 2018 года и поделился планами на следующий, в котором предприятие отмечает полувековой юбилей. Глава автогиганта подчеркнул, что 2018 год стал во многом решающим для компании: расширение модельной линейки, выход на рынок электробуса, строительство завода каркасов кабин — все это заложило основу для дальнейшего развития КАМАЗа на ближайшие годы.
К5 — вопрос номер один
— Главным событием следующего года и вопросом номер один для нас станет автомобиль К5. Задачи очень сложные, пока автомобили проходят испытания. Практически мы готовы к производству, есть некоторые сложности с поставщиками, но, уверен, первую партию сумеем выпустить и предложить нашим потребителям самую современную технику. Тем самым мы обеспечиваем наше будущее на ближайшие 15 лет (если ориентироваться на темпы сегодняшнего дня). Были сложности, не зависящие от нашей компании — в виде санкционного влияния, связанные с расчетами. Но есть уверенность, что в новом году успехи будут лучше.
Мы успели!
— Тренд на рынке меняется в сторону более сложной, но более эффективной техники, в  растет именно премиум-сегмент. Значит, потребитель уже к нему готов. Если бы года два-три назад мы не приняли важных решений по разработкам (проделан невероятный объем работ со стороны НТЦ) и не начали переход от К4, в ближайшие пять лет компания вообще потеряла бы себя. Резкая смена модельного ряда редко проходит безболезненно. Но мы успели сесть в этот поезд — и продолжаем движение.
Драйверы меняются
— Среди очевидных проблем, вызывающих озабоченность, — снижение инвестиционной активности. В стране закончились такие крупные проекты, как крымский мост, строительство футбольных стадионов к ЧМ — стройки, которые были драйверами, строительный сектор тянул за собой и автомобилестроение, и производство материалов. Сейчас расчет — на те 12 направлений развития экономики нашей страны, обозначенные Президентом РФ. В частности, такая тема, как безопасные автомобили на дорогах — и, соответственно, масштабная модернизация дорог нашей страны. Никто не может сказать, что они нас устраивают, надо строить и строить, это задача на десятилетия. Доля перевозок автотранспортом растет, и нам нужно иметь в виду: транспортные компании, которые занимаются перевозкой грузов — высокотехнологичные, с современными подходами, с внедрением цифровизации в плане совершенствования управления парками. Соответственно, предъявляющие повышенные требования и к нам. Во время встреч они дают немало информации для размышления мне как руководителю, конструкторам, которые понимают: если пробег в год составляет 200-300 тыс. км, то и ресурс автомобиля в 1 млн км — это уже не какое-то чудо. За три-пять лет он вырабатывает свой ресурс, клиент начинает думать о приобретении нового. Такой подход — постоянно возобновляться — залог нашего успеха, и мы научились реагировать на все это.
Электробус как школа
— 2018-й запомнится и нашим дебютом крупной партии электробусов для Москвы. Сейчас на маршрутах столицы уже больше 30 единиц этого «чистого транспорта» перевозят пассажиров, до конца года мы должны довести поставки до 50. Это сложный продукт — Москва задала достаточно высокую планку по комплектации. При всем том, что конструкторы неплохо по этой части поработали, еще предстоит совершенствовать наш новый продукт по электронике. Но самое главное для нас — это первый опыт работы по контракту жизненного цикла.
Мосгортранс покупает у нас коэффициент технической готовности — то есть мы должны обеспечить выход электробусов на линию, иначе все понятно и просто: штрафные санкции. Я очень доволен, что это произошло: для нас комплексная продажа услуги — хорошая школа, скоро мы придем к этому и по грузовым автомобилям. Наверное, не обойдется, чтобы не набить шишек, но что научимся — это сто процентов. Кстати, наша лизинговая компания сейчас прорабатывает вопрос оперативного лизинга.
Газ — это тоже для нас — «Чистый транспорт» — это еще и газовая тематика, декларация о заинтересованности со стороны федерального правительства остается в силе, и для нас решение экологических проблем с газомоторным топливом связано больше, чем с каким-либо другим видом. Более 1400 автомобилей выпустили мы в нынешнем году — серийность растет, появляется опыт, объемы диктует экономическая целесообразность. Продолжаем заниматься в этом направлении разработками и по двигателю. Уверен, ресурс развития газовой тематики в стране есть.
ОАТ примеряет наш формат
— Приобретение ОАТ КАМАЗом первоначально было вынужденным, таково было пожелание наших основных акционеров, озабоченных сложным финансовым положением на предприятиях группы. Но — мы получили новые площадки, технологии, людей — и планы по их развитию соответствуют курсу России на усиление роли производителей автокомпонентов. В стабильных поставках и качественных процессах заинтересованы и КАМАЗ, и ВАЗ. И на конференции, посвященной итогам производственной системы «КАМАЗ», я сегодня с интересом слушал представителей группы ОАТ. Они уже вписываются в камазовский формат и стремятся к развитию. Это не может не радовать.
Рынок требует новинок
— В наступающем году мы не ждем роста рынка, наверняка будет присутствовать такая вещь, как отложенный спрос. Завершая крупные контракты с нашими корпоративными клиентами, мы не прекращаем работу в этом направлении: список определен; думаю, удастся сформировать портфель заказов. Интересной была встреча с , внимание к нашей технике проявляют компании, занятые в сфере утилизации мусора. Но клиент дает понять: старая техника сегодня уже не интересна. Самым сложным месяцем традиционно обещает быть январь. Хорошо, что вступаем в новый год не с большим складом.
Юбилей как точка роста
— О многом, с чем КАМАЗ вступает в свой юбилейный, 50-й год, мы не могли мечтать еще и пять лет назад. Думаю, к 50-летию мы точно запустим и этот новый завод, и наши новые моторы, и выпустим автомобили К5. У нашей компании есть будущее и люди, способные производить такую технику. Но с этой датой связаны наши планы и надежды получить толчок в развитии социальной сферы: превратить Челны из города для работы в город для жизни. Именно эта тема — лейтмотив просьбы о развитии города, с которой с нашей подачи в преддверии 50-летия КАМАЗа обратились к Президенту РФ , Президент РТ, и , председатель СД КАМАЗа, глава . Президент поддержал, начинаем отрабатывать, думаю, и у нашего мэра, , появятся серьезные возможности, чтобы изменить структуру нашего города. В первую очередь это — жилье, социальная сфера, спортивные площадки и арены, полноценные театры — русский и татарский. Возможно, получится не все, но, считаю, наш город заслуживает лучшего отношения к социальной среде. Говорю это не столько как генеральный директор, сколько как житель Челнов со стажем. Все, что можно представить на федеральном уровне, готов поддержать, уже встречался с первым вице-премьером. Понятно, что работа это не одномоментная к дате «50», она займет лет пять. Но это возможность увеличить капиталовложения в наш город.
Чтобы не терять
— Численность города растет, думаю, 600 тысяч населения — цифра реальная. Что меня беспокоит, так это ситуация с молодежью. За пять лет снизилось число абитуриентов, поступающих в вузы — с высокими баллами ЕГЭ уезжают в Казань, Москву, Питер. Совсем не факт, что они оттуда вернутся, а мы, я считаю, не должны терять ярких личностей. Первый шаг был сделан в плане развития контактов с КФУ — вузом с огромной историей, и то, что мы ожидали, — получили. Теперь задача привлечь на территорию Челнов федеральные университеты с их кафедрами, зарубежных специалистов.
Имея в виду запросы и перспективы КАМАЗа, мы, как крупная компания, можем решить для себя кадровые проблемы, в том числе и все, что связано с цифровизацией. Но это напоминает «опыт революции в одной отдельно взятой стране»: нам нужно, чтобы и все вокруг соответствовало тем требованиям, которые мы предъявляем. Без персонала решить эти проблемы невозможно.
Обручен и обречен
— Что для меня точно не проблема, так это снижение доли КАМАЗа как градообразующего предприятия: это как раз цель, которую мы перед собой ставили, продвигая такие проекты, как КИП «Мастер», ТОСЭР. Все они преследовали цель нивелировать рыночные колебания. Но в целом городу, конечно, невозможно уйти от зависимости от КАМАЗа: он, что называется, обречен быть промышленным центром, а не чем-то другим.
Источник: «Вести КАМАЗа»
Подпольный миллионер запугивает новоселов
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео