Войти в почту

Новогодняя прачечная. Украинские политики знают, где и как подправить свой имидж

Кроме того, Мининформполитики заказало баннерную рекламу на сайтах британского телеканала. Заплатили же за это удовольствие из украинского бюджета 15,4 миллиона гривен. В целом же Министерство информационной политики Украины в этом году объявило тендер на закупку рекламных и маркетинговых услуг на ведущих мировых телевизионных каналах на общую сумму 26 млн гривен. Основная цель этой пиар-кампании — улучшение имиджа страны, где две трети населения живет за чертой бедности, а по количеству долгов перед МВФ страна выходит на второе место в мире. Такие пиар-кампании должны рассказывать западному зрителю о том, насколько украинцам стало «жить лучше» под «мудрым» руководством нынешнего правительства, то есть отбеливать имидж нынешнего президента. В данном случае следует особо подчеркнуть тот момент, что рекламные видеоролики в дорогих западных СМИ покупает самая бедная страна Европы, где две трети населения живет за чертой бедности, а долги развитым странам и МВФ скоро сравняются с годовым ВВП. И вот именно эта страна платит миллионы западным СМИ, чтобы как-то улучшить свой имидж у западной аудитории, чтобы в самый новогодний прайм-тайм вещать о благополучии и процветании. И это несмотря на то что улучшить имидж Украины так и не удалось даже британским профессионалам. В прошлом году английское правительство выделило около 100 тысяч фунтов британской пиар-компании M&C Saatchi на улучшение имиджа Украины. «Англоязычные туристы, инвесторы и СМИ, включая CNN и ВВС, значились в целевой аудитории проекта по реабилитации репутации Украины, которая, согласно опросам общественного мнения, имела тенденцию к негативу», — сообщала британская Guardian о цели этого проекта. Британские рекламщики должны были найти хоть какие-то достижения украинского правительства, чтобы улучшить его восприятие на Западе. Тем не менее этого пока не произошло. Да и сложно было бы вообще улучшить имидж какой угодно страны в таких условиях. Украина мелькает в новостях западных СМИ в связи с какими-нибудь неприятностями или проблемами, а затем вдруг появляется рекламный ролик, рассказывающий о том, какая это чудесная страна и какое хорошее в ней правительство. «Знаете, имидж страны — как имидж человека. Тому, у кого он плохой, надо очень много трудиться, чтобы изменить его. Гораздо легче потерять хороший имидж. Думаю, сегодня имидж Украины хуже, чем реальность», — говорил в недавнем интервью бывший вице-премьер Словакии Иван Миклош, подчеркивая, что Украину европейская аудитория ассоциирует больше с такими словами, как «война» и «коррупция». Давайте представим себе, что некий Иван Петрович, регулярно попадающий в криминальную хронику в контексте какой-нибудь пьяной драки, коррупционной схемы или аферы, вдруг начнет появляться, лучезарно улыбаясь, в оплаченных рекламных видеороликах. Такой подход может только усугубить отношение к этому человеку, поскольку очевидными становятся его попытки не улучшить свое поведение, а просто заплатить за имидж. Реально улучшить имидж Украины могло бы прекращение войны, модернизация ее инфраструктуры или даже хотя бы тот факт, что миллионы граждан этой страны существенно улучшили бы свое материальное положение и перестали побираться в других странах. Это, собственно, прекрасно понимают и в самом Мининформполитики Украины. «Сначала реальные реформы, а затем их освещение в мире. Иначе как повлияет на нашу репутацию ситуация, когда Европейская комиссия вынуждена закрыть проект международной помощи Украине по модернизации пограничных контрольно-пропускных пунктов после ряда ошибок с нашей стороны?» — рассказывала в этом году Татьяна Попова, бывший замминистра информационной политики Украины. Киев Флаг Порошенко церковь Для реального улучшения имиджа Украины, по ее мнению, стоило хотя бы вернуть доверие международных СМИ, покачнувшееся после публикации личных данных журналистов на пресловутом сайте «Миротворец». «Для этого нужно как минимум убрать их персональные данные с сайта, к которому имеет нескрываемое отношение один из депутатов коалиции. И в идеале попросить прощения у иностранных журналистов за этот досадный поступок», — говорила Попова. Отношение к стране, как и к определенному человеку, формируется скорее делами и поступками. В данном же случае мы видим попытки купить себе хороший имидж у западных СМИ при отсутствии какой-либо реальной основы для улучшения этого имиджа. Такая практика напоминает скрытую взятку, то есть оплата происходит не ради улучшения имиджа у аудитории, а ради благосклонности руководства западных СМИ. Аналогичным образом и отдельные украинские политики вкладывают миллионы в «прачечные» западных СМИ и лоббистских групп, пытаясь улучшить свой имидж. Среди них американские СМИ «особо настойчивым» называют украинского олигарха Виктора Пинчука. Согласно отчету, который подал в Налоговое управление США (IRS) Фонд Трампа, в 2015 году Виктор Пинчук обеспечил до 20% поступлений этого фонда. Пинчук также поддерживает деятельность ряда аналитических центров в США. В прошлом году Виктор Пинчук нанял Монику Кроули, которую американская пресса называет приближенной к окружению Трампа, для улучшения своего имиджа и приглашения американских должностных лиц на свои мероприятия. В начале уходящего года руководитель Главного департамента информполитики Администрации президента Петра Порошенко Владимир Горковенко сообщил, что Юлия Тимошенко за последние восемь лет заплатила за услуги американских лоббистов около 3 миллионов долларов. К услугам американских лоббистских компаний недавно прибегали Дмитрий Фирташ, народные депутаты Сергей Тарута, Аграрная партия Украины, компания «Нафтогаз», а также Национальный совет реформ при президенте Украины Петре Порошенко. Примечательно, что президентский Нацсовет реформ заплатил крупную сумму американской компании BGR Group, а спецпредставитель по Украине при Госдепе США, Курт Волкер, как раз и работает с 2011 года советником по международным делам компании BGR Group. Целью же этой сделки было отбеливание имиджа Порошенко в США. «Ничего плохого об этой компании [BGR Group] я не слышал, она основана республиканцами, уже 30 лет работает на рынке, и с ними уже давно велись переговоры. Они будут получать 600 тысяч долларов в год, что в принципе является средним чеком для лоббистской компании такого уровня. Единственное опасение у меня в том, что эта компания будет способствовать не столько развитию имиджа Украины, сколько развитию имиджа Порошенко и работать скорее на администрацию президента за бюджетные деньги», — комментировал данную сделку руководитель вашингтонского Центра восточноевропейских перспектив Николай Воробьев. Арсений Яценюк тоже недавно пытался купить себе благосклонность американцев за счет украинского бюджета. По данным расследования Национального антикоррупционного Бюро Украины (НАБУ), часть денег, которые выводились из государственного предприятия Восточный ГОК, расходовались на международных лоббистов для пиара Арсения Яценюка и улучшения его имиджа в США. Уже тот факт, что украинские министерства и политики тратят миллионы на улучшение имиджа на Западе, а не у своих непосредственных избирателей, многое говорит о том, где решаются вопросы о будущем руководстве Украины и где сочиняются результаты будущих украинских «выборов».