Войти в почту

Гостиница "Москва" и этикетка водки "Столичная"

В этот день, … лет назад Двадцатого декабря 1935 года открылась гостиница "Москва". Первоначально на месте Охотного ряда планировали возвести Дворец труда. Потом все-таки решили создать грандиозную гостиницу – благо на этом месте и рядом до революции их было много: "Гранд-отель", "Континенталь", "Лоскутная"... "Лоскутная" считалась одной из самых роскошных гостиниц Белокаменной. В ней, в частности, любила останавливаться творческая интеллигенция: Лев Толстой, Боборыкин, Чехов, Бунин, Андрей Белый, Есенин, Паустовский, певица Оленина-д'Альгейм. В мае 1880 года в ней проживал Ф. М. Достоевский, приехавший на открытие памятника Пушкину. Нельзя сказать, что в "Лоскутной" всегда было чинно-благородно. Случались и скандалы. А как же без этого?! Купец Иван Петрович Свешников решил купить у генеральши Марии Степановны Рооп большой лес неподалеку от Москвы. Цену вроде бы согласовали, почти "ударили по рукам", но генеральша все-таки на всякий случай решила посоветоваться со своим мужем Христофором Христофоровичем, находившимся как раз в то время по делам службы в Москве. Зная, что супруг обычно останавливается в "Лоскутной", г-жа Рооп со Свешниковым подъехали к гостинице, поднялись на второй этаж, толкнули дверь генеральского номера и... остановились в удивлении. В большой гостиной почему-то повсюду – на диване, в креслах и на столике – были разбросаны детали явно не военной униформы. Генерал крикнул из спальни: – Кто там? После чего оттуда же, из спальни, выскочила полуодетая француженка и, увидав пришедших, с громким визгом бросилась обратно. Сделка по лесу все же состоялась, но уже без санкции Христофора Христофоровича. Генеральша после того, как познакомилась в номере мужа с развеселой француженкой, подала на развод. Но вернемся к истории гостиницы "Москва". Власти города одобрили проект знаменитого архитектора Алексея Щусева, который и создал узнаваемый монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой. Углы здания были акцентированы башенками-ризалитами. Есть легенда, что Сталин лично утверждал проект гостиницы. Именно из-за этого главный фасад здания получился ассиметричным: его боковые ризалиты существенно отличаются друг от друга. Говорили, что Щусев для утверждения подготовил проект главного фасада с двумя вариантами оформления, а вождь поставил подпись где-то посередине чертежа. К Сталину за разъяснениями обращаться де поостереглись. Вот и решили воплотить в одном здании оба варианта. Впрочем, это не более чем легенда. Сталин, конечно же, не занимался утверждением архитектурных проектов. А асимметрия фасада гостиницы обусловлена исключительно технологическими причинами. Изначально в гостинице было 438 номеров. Она поражала даже искушенных постояльцев: шикарные номера, 18 комплектов мебели из разных пород дерева, богато обставленные холлы, роскошная отделка, полотна знаменитых художников, фешенебельный ресторан "Московский", кафе "Огни Москвы". Гостиница, конечно же, была элитной. В ней останавливались, в частности, Михаил Шолохов, Георгий Жуков, Валерий Чкалов, Алексей Стаханов, Николай Черкасов, Аркадий Райкин, Георг Отс, Софи Лорен, Марчелло Мастроянни, Жан Маре, Юрий Гагарин, Борис Ельцин, Роберт Де Ниро. Простые советские граждане "познакомились" с гостиницей в фильме Григория Александрова "Цирк". В одном из ее номеров проживала американка Марион Диксон (она же – Любовь Орлова), куда к ней приходил в гости Иван Мартынов (он же – Сергей Столяров). С балкона гостиницы с видом на Кремль звучит знаменитая песня "Широка страна моя родная". Кстати, сценарий "Цирка" написали Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев. Говорят, что некоторых ударников труда премировали поездкой в Москву с проживанием в одноименной гостинице. И многие из них так были поражены обстановкой и роскошью, что боялись что-либо нарушить в интерьере номера и спали не на красивой постели, а на полу, свернувшись калачиком. Со временем "Москва" расширялась. К 60-летию Октябрьской революции была сдана в эксплуатацию вторая очередь гостиницы со стороны Театральной площади. Однако новый корпус получился каким-то совсем невыразительным – обыкновенная бетонная коробка, которая, по мнению специалистов, внесла резкий диссонанс в ансамбль Театральной площади. А в 2004 году гостиница была разобрана. На ее месте к 2013 году завершили строительство нового здания. Как утверждают проектировщики, оно точно воспроизводит внешние формы прежнего, однако превосходит его в объеме. Сложно сказать, насколько авторы сумели сохранить первоначальный проект Щусева, но критиков у их проекта предостаточно. А еще гостиница "Москва" воплощена на этикетке водки "Столичная". Производители горячительного напитка заказали ее Андрею Иогансону, сыну художника Бориса Иогансона, автора знаменитой картины "Допрос коммунистов". Говорят, что Андрей Борисович, работавший как раз в области рекламы и плаката, долго голову не ломал над сюжетом этикетки. Он был завсегдатаем ресторана гостиницы "Националь", что находилась наискосок от недавно на тот момент построенной "Москвы". И как-то в разгар застолья Иогансон нарисовал на салфетке новую гостиницу в том ракурсе, который увидел со своего места за ресторанным столиком. Так появилась на свет, пожалуй, самая известная водочная этикетка... Автор Владимир Бычков, радио Sputnik

Гостиница "Москва" и этикетка водки "Столичная"
© РИА Новости