Войти в почту

Банки ожидают декабрьский всплеск кредитования

Представители ведущих банков прогнозируют резкий всплеск кредитования в торговых точках перед новогодними праздниками. Почему москвичи готовы покупать подарки в долг и как долго продержится повышенный спрос на услуги финансового займа, выяснила корреспондент «ВМ». В фокусе внимания покупателей, что вполне очевидно, в ближайшие дни окажутся товары из категории «подарков», а также ассортимент, попавший под акции предновогодних распродаж. Среди преимуществ так называемого POSкредитования (от английского Point of sale — кредит в точке продажи) — рекордно быстрые сроки. Решение обычно принимается в пределах часа. Впрочем, стоит ли это и рекордно высокой ставки, порой превышающей 30 процентов, — вопрос спорный. — Это ежегодная циклическая тенденция, она повторяется постоянно, — прокомментировал тенденцию экономист Антон Шабанов. — Рост спроса на кредиты перед Новым годом связан с тем, что люди приобретают подарки для родных и близких. И не всегда получается сделать покупку на свои средства. Потому и привлекается часть заемных. Это абсолютно сезонный тренд: он очень быстро растет, но так же быстро падает практически до нуля уже в январе. Январь — вообще «мертвый» месяц в финансовом секторе. По мнению Шабанова, в этом году темпы роста спроса на кредитование в точке продажи вряд ли будет столь же высоким, как хотя бы в прошлом. Все-таки стоит делать ссылку на покупательскую способность населения. — За последние пять лет на этот месяц в среднем приходилось 12,1 процента годовых общерыночных выдач, — сообщил директор департамента продаж целевых кредитов крупного банка Сергей Васильев. — Это примерно в полтора раза больше самого «нормального» месяца июля, на который приходится 8,2 процента. Запросы потребителей в период предновогодних распродаж угадать довольно легко. Чаще всего клиенты оформляют потребительские кредиты на мобильные телефоны, телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры и бытовую технику. Еще одним распространенным подарком является элитная верхняя одежда, особенно шубы из натурального меха. В прошлом году эксперты наблюдали повышенный спрос на ювелирные изделия. Впрочем, следует отметить, что рынок POS-кредитования в России былую популярность потерял уже давно. На смену быстрым, но крайне невыгодным займам в точках продаж пришли карты рассрочки. Наиболее популярные из них позволяют разделять платеж на срок до 36 месяцев, а в случае соблюдения сроков выплат даже не придется расставаться с процентными повышениями. Ведущие банки обслуживают такие карты бесплатно, сотрудничают с десятками тысяч магазинов, а порой даже предлагают кешбэк — возврат части израсходованных на покупку средств. — Максимальные за последние пять лет годовые темпы роста портфеля на уровне 20 процентов целевое кредитование показало в начале осени прошлого года, — говорит Сергей Васильев. — Сейчас его рост постепенно замедляется. Перед праздниками охотнее выдаются и ипотеки. Пониженная ставка, выгодные условия по первоначальному взносу и общая атмосфера лояльности — причины этого кроются в стремлении успешно закрыть уходящий год и подготовиться к тому самому январскому затишью. Впрочем, эксперты призывают взвешивать все «за» и «против»: если зимой ждут выгодные предложения с точки зрения акций, то весной весьма ожидаемо традиционное падение цен. Кстати, по данным опроса одного из российских розничных банков, самым популярным займом в 2018 году стал кредит на ремонт: его запрашивали 27,9 процента клиентов. На втором месте — покупка автомобиля (22,9 процента). А вот самыми невостребованными стали кредиты на путешествия, обучение и медицинские услуги.

Банки ожидают декабрьский всплеск кредитования
© Вечерняя Москва