Войти в почту

Как лучше потратить государственные деньги

Сразу два законопроекта, направленные на повышение активности населения в решении бытовых и социальных вопросов местного характера, войдут в законодательную повестку Правительства и российского парламента в весеннюю сессию 2019 года. Помимо вовлечения россиян в процесс совершенствования городской среды заявленные Минфином новации позволят регионам и муниципалитетам более продуктивно работать с инициативами граждан при формировании своих бюджетов. Экосистема гражданского участия По данным Министерства финансов, за последние несколько лет объём финансирования муниципальных программ, в которых учитывается мнение граждан, увеличился с двух до 14,5 миллиарда рублей. Такой масштаб участия россиян в процессе бюджетирования и финансирования, в том числе и из собственных средств, важных территориальных проектов заставил ведомство задуматься о структурировании процесса. В настоящее время Минфин подготовил два законопроекта, которые после согласования со всеми заинтересованными сторонами будут внесены в Правительство. В частности, документы вводят в федеральное законодательство понятие «инициативные платежи» и устанавливают возможность общественного контроля за расходованием этих средств. При этом Бюджетный кодекс дополняется нормой, согласно которой инициативные платежи будут зачисляться в местные бюджеты в качестве неналоговых доходов и должны будут привлекаться только на заявленные цели. Комментируя 17 декабря новацию на «круглом столе» в Госдуме, замминистра финансов Алексей Лавров заметил, что речь ни в коем случае не идёт о дополнительной административной нагрузке, а только о введении неких общих правил. В этом смысле федеральный Центр значительно отстаёт от регионов, где порядок участия граждан в распределении «народных бюджетов» давно установлен. Отсутствие такой нормы на национальном уровне не позволяет учитывать мнение простых людей при реализации крупных федеральных программ, направленных на улучшение городской среды. А ведь именно граждане лучше чиновников знают о всех болячках на своих территориях и могут сориентировать власть, куда необходимо направить деньги: отремонтировать ли в первую очередь тротуар или покрасить лавочки возле подъезда. Без их активного участия подобные проекты рискуют оказаться в статусе «для галочки». И это при том что активные граждане и бизнес уже сейчас готовы перечислять собственные средства на благие цели. Впрочем, есть и другая опасность, считает член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Алексей Бурнашев. Если ввести на федеральном уровне шкалу эффективности повсеместного внедрения инициативного бюджетирования, то рано или поздно у чиновников возникнет соблазн отрапортовать о перевыполнении плана, внеся свои обязательные расходы в статью гражданских инициатив. Чтобы упредить подобные вывихи правосознания, участники «круглого стола» рекомендовали Министерству финансов активизировать работу по внедрению на территориях лучших практик по контролю за расходованием средств в сфере благоустройства. Также была поддержана идея использования средств федерального Фонда развития для софинансирования госпрограмм, направленных на развитие инициативного бюджетирования. В России инициативных больше По свидетельству представителя Всемирного банка Ивана Шульги, «такой масштабной поддержки инициативного бюджетирования, как в России, сегодня нет ни в одном государстве». При этом страна подключилась к общемировому тренду сравнительно недавно: в 2015 году на базе Минфина был создан Центр инициативного бюджетирования, основной деятельностью которого стали анализ и обобщение региональной практики поддержки гражданских инициатив. По словам председателя Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексея Диденко, критериями инициативного бюджетирования сегодня считается участие граждан в обсуждении и инициировании проектов, которые требуют бюджетного финансирования. Также безусловным признаком процесса является открытый публичный характер процедур и общественный контроль за реализацией проектов. Дальше всех в этой сфере продвинулись Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, Ярославская область и Пермский край. В целом же в процесс развития инициативного бюджетирования вовлечены 52 региона. По данным Минфина, в 2017 году на территории России было реализовано 15 942 проекта, отобранные с участием граждан или с учётом их мнения. На их финансирование было направлено 14,5 миллиарда рублей. При этом расходы региональных бюджетов оцениваются в 7,7 миллиарда рублей, софинансирование населением и бизнесом — 1,1 миллиарда рублей. Остальные траты лежат на плечах муниципалитетов. В прошлом году граждане чаще всего отдавали предпочтение проектам по ремонту дорог, организации водоснабжения, обустройству игровых площадок и проектам благоустройства общих территорий. Также выросла доля проектов, направленных на улучшение объектов культуры и библиотечного обслуживания, физкультуры и массового спорта. Помимо Минфина, в деле активно участвует и Минсельхоз, поощряющий гражданские практики в рамках подпрограммы устойчивого развития сельских территорий. С 2014 по 2017 год грантовую поддержку получили хозяйства в 53 регионах, где было реализовано 1287 гражданских проектов. Общий объём финансирования составил 1,078 миллиарда рублей. До конца 2018 года на сельских территориях в 54 субъектах планируется реализовать ещё 269 проектов. На их реализацию предусмотрено 252 миллиона рублей. Меценатов освободят от налогов Ранее «Парламентская газета» писала, что глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин предложил ввести налоговый вычет для граждан, участвовавших в финансировании проектов в рамках инициативного бюджетирования благоустройства территорий. Мера, по его мнению, позволит привлекать в решение местных проблем больше частных денег. Сенатор предложил закрепить её в разрабатываемом совместно с Минкультуры законопроекте, который касается налоговых вычетов для меценатов. Парламентарий видит много схожего с инициативным бюджетированием, которое можно воспринимать как некую форму социального меценатства. «Очень много людей сегодня готовы принимать участие в благотворительной деятельности, была бы законодательная воля. Уверен, что предложенную инициативу по налоговому вычету для граждан, финансирующих проекты в рамках инициативного бюджетирования, необходимо включить в законопроект», — отметил Рябухин.

Как лучше потратить государственные деньги
© Парламентская газета